Каждый год вслед за первым снегом город одевается в праздничный наряд! Сначала на главных площадях появляются елки: пушистые – в шарах, или хайтековские – в огнях. Потом на улицах разворачиваются рождественские ярмарки, гирляндами загораются мосты и магистрали, подсветками озаряются катки, в витринах застывают Снеговики и Деды Морозы, праздничными огнями зажигаются фасады, над Тверской улицей включается световой полог... В город неторопливо приходит праздник!
Для городских дизайнеров праздник – это повод преобразить привычное городское пространство, сделать его новым, необычным, чтобы горожане ахнули от восторга. В первые годы советской власти Новый год отошел на второй план, а главным праздником страны стала годовщина Октябрьской революции. Но уж в этот день город кардинально преображался: фасады знаковых зданий украшались нарисованными, коллажированными или собранными из ламп накаливания панно, вдоль мостов появлялись костры из флагов, на площадях – скульптуры из картона и другого подручного материала, изображающие победу мирового пролетариата.

Электрогирлянды на опорах растянулись вдоль вылетных московских трасс, придав каждой из них свой образ
Ключевым моментом в истории развития праздничного дизайна стал год празднования 850-летия Москвы, когда в столице появились тематические панно, перетяжки, гирлянды, а главное – сформировались компании, подходящие к оформлению города концептуально. Юбилей столицы дал толчок регулярному оформлению городских пространств световыми гирляндами и объемно-пространственными конструкциями, а также дополнительному украшению их в дни праздника.

Динамичные светодиодные гирлянды не просто создают узор, а своей графикой умышленно «ломают» архитектуру, придавая новый вид привычному объему
«В 90-х годах мы делали ставку на массовые элементы оформления, которые создают перспективу, формируют линию улицы, – рассказывает Мария Александровна Черняк, главный художник компании «Эдлайн», ставшей пионером в области праздничного освещения города, – электрогирлянды на опорах растянулись вдоль вылетных московских трасс, придав каждой из них свой образ. Затем встала задача оформления советских высотных зданий, которую мы предложили решить масштабно, широкими мазками, во весь фасад. Пример – оформление домов на Новом Арбате. И все это ради возможности ночью увидеть город таким, каким он не бывает днем!».

Электрогирлянды на опорах растянулись вдоль трасс, Кутузовский проспект был украшен триколором
В декабре к масштабному световому оркестру постепенно подключаются и более локальные световые элементы: световые панно и перетяжки, яркие гирлянды, световые пологи над проезжей частью проспектов и улиц... На фасадах включаются мерцающие стробоскопы, на опорах городского освещения загораются праздничные виньетки, на площадях вырастают светящиеся объемно-пространственные конструкции. Например, два года назад художники компании «Сапиенс-дизайн» на Поклонной горе поставили уникальную скульптурную конструкцию – огромные сани, запряженные лошадьми, со спешащим к детям Москвы Дедом Морозом. А в прошлом году придумали группу бегущих снеговиков, над которыми крутится земной шар.

Каждый год, начиная с 2001-го, наряду с традиционными искусственными елями в Москве стали устанавливать стилизованные елки
К празднованию 2008 года появились и первые зимние светодинамические фонтаны: имитирующие водяные струи композиции, подсвеченные изнутри светодиодами. В этом году они усовершенствуются – и вода «потечет»... Использование мультимедийных средств оформления – новый этап в развитии праздничного дизайна. Первые подобные технологии были опробованы еще в конце 90-х, когда в новогоднюю ночь на фасад Манежа проецировались падающие снежинки. В этом году на площади Революции будет установлена интерактивная конструкция «Видеоподарок»: на табло будут высвечиваться поздравления москвичей, сделанные через интернет-ресурс.

Позитивную силу праздника оценил еще Петр I, который не только перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, но и ввел обычай ставить елку и украшать площади гирляндами
Главная новогодняя красавица – Елка – также претерпела серьезные изменения. «Все советские елки были натуральными и потому по форме неидеальными. На пушистых красавиц с открыток они были совсем не похожи. Оформлять их было непросто, к тому же из-за погодных перепадов они часто начинали осыпаться раньше времени... Первая декоративная елка появилась в канун 2001 года. Днем 25-метровая красавица представляла собой разноцветную металлическую скульптуру, а вечером – иллюминированную светодинамическую конструкцию с 97 сменными световыми режимами», – вспоминает Мария Александровна Черняк. На следующий год в районе Павелецкого вокзала выросла елка-кристалл – подсвеченная прозрачная хайтековская композиция, общими чертами напоминающая лесную ель. В этот раз хитом обещает стать изящная конструкция «Балет», исполненная из металлического каркаса и разнообразного света.
За помощь в подготовке материала особую благодарность редакция выражает Комитету рекламы, информации и оформления г. Москвы, а также компаниям «Эдлайн» и «Сапиенс-дизайн»
При подготовке статьи были использованы материалы из книги «Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств» / Материалы и документы 1917-1932,М., Искусство, 1984
Фото ЦУМ, ОАО Торговый дом ГУМ, Podium, «Эдлайн», комитет рекламы и оформления г. Москвы, «Сапиенс-дизайн», фотогалерея им. братьев Люмьер
Текст Елена Стародубцева
© Журнал АРХИДОМ, # 82