Зачастую именно предмет искусства становится точкой отсчета в создании интерьера. Кроме того, это отличая инвестиция. Подробнее о применении предметов искусства в современном дизайне рассказывает архитектор и дизайнер, сооснователь студии MNdesign Михаил Новинский.
Оформлять домашние интерьеры картинами или скульптурами начали давным-давно. Традиция зародилась в Европе в эпоху Ренессанса и пошла по странам и континентам. В России расцвет моды на искусство в частных жилищах пришелся на конец XIX века.
Изначально у коллекционеров лидировало стремление повысить свой статус (быть причастным к искусству, пусть даже коллекционируя, – это существенный вклад в имидж). В наше время к этому добавляется желание придать пространству индивидуальности, а при качественном и грамотном подходе – еще и сделать выгодные инвестиции.

Соотношение между предметами искусства и остальным оформлением для каждого конкретного помещения индивидуально. В России наиболее популярен принцип включения предметов искусства в интерьер, а вот создание дизайна, исходя из коллекции заказчика или стирание грани между предметами искусства и интерьером, что характерно для самих художников, встречается крайне редко.

Инициатива украсить жилище арт-объектами исходит исключительно от заказчика, эту идею невозможно навязать. Допустим, наш заказчик неравнодушен к искусству. Задача дизайнера на этапе проектирования – рассмотреть решения по размещению арт-объектов в интерьере, будь то картина, инсталляция или что-то другое, чтобы по возможности не потребовать дополнительных затрат на декорирование.

Замечу, что дизайнеры не ездят по галереям и не отсматривают картины, не выбирают их. Запрос «украсить жилище и повысить его статусность» исходит исключительно от заказчика. Идеально, если он сам разбирается в искусстве и способен определить, что та или иная работа действительно представляет ценность. Также важно, чтобы произведение оказалось органичным по цветовой гамме, по внутреннему содержанию, по композиции, отражало индивидуальность заказчика.

Для того, чтобы, например, картина стала точкой отсчета в создании интерьера, применяются разные приемы. Во-первых, подбирается достойное место, иногда меняется оформление (багет).


В более сложных случаях ищутся более нестандартные ходы. Пример из практики нашей компании: для того, чтобы зрительно увеличить подходившую по теме качественную картину, но небольшого размера, дизайнеры предложили такое решение. Картину как бы растянули на всю стену (необходимо было сделать ее больше в два раза по ширине и в два раза – по высоте), образовав композицию из плоских панелей, которая продолжила
полотно. Это позволило превратить арт-объект в центральный элемент интерьера, который стал ее отражением и продолжением. Дополнительный эффект создал голубоватый ковер, перекликающийся с одним из фоновых цветов картины. В результате арт-предмет естественным образом стал держать композицию вокруг себя. Он не спорит с интерьером, обогащает пространство и задает правильную динамику.
В заключение хочу сказать, что современное искусство – лучший источник вдохновения для дизайнеров. Сам дизайн существует с ним в диалоге, стимулируя нас к ярким творческим ходам и решениям.
