В Центре «Зотов» до 14 ноября работает выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета», представляющая макет как самостоятельное направление искусства. В проекте, объединяющем работы более 25 ведущих архитектурных бюро и художников, приняло участие архитектурное бюро KPLN.
Бюро представило девять авторских архитектурных макетов, созданных вручную командой KPLN и сооснователем и главным архитектором бюро Сергеем Никешкиным. Экспозиция демонстрирует, как макет превращается из утилитарного инструмента в полноценный арт-объект. Посетители увидят макеты ключевых проектов бюро и конкурсные работы, выполненные с применением различных техник: литья алюминия в гипсовую форму, фрезеровки, 3D-печати, объекты с цветным гипсом, воском, пластиком и деревом.
«Выставка демонстрирует важный переход от восприятия макета как сугубо утилитарного инструмента к его признанию самостоятельной формой искусства. Для нас этот переход произошел несколько лет назад, когда мы осознали, что цифровые технологии, при всей их эффективности, не могут передать тактильность и эмоциональную глубину архитектурного и инженерного замысла», – отмечает Андрей Михайлов, сооснователь и партнер архитектурного бюро KPLN.
Центральными экспонатами станут макет аэропорта Челябинска с фактурой, напоминающей металлическую чешую, и концептуальная инсталляция «Электрозавод» со светящимися элементами.
Макет аэропорта Челябинска демонстрирует, как архитектурная концепция, воплощенная через технологическую случайность, превратилась в особенный художественный прием. Сергей Никешкин создал макет в собственной мастерской в технике отливки из алюминия в гипсовую форму, макет приобрел неожиданную «вспененную» фактуру, напоминающую стальную чешую. Этот образ метафорически отсылает к статусу Челябинска как металлургической столицы России. Макет представляет конкурсный проект терминала с динамичным фасадом из шарнирных панелей.
Визуальное размышление на тему промышленного наследия отображается в инсталляции «Электрозавод», где историческая кирпичная кладка символически представлена теплым деревом, а современные технологии – холодными металлом и пластиком. Центральный образ – стилизованная электронная плата с башнями-лампами, которые подсвечиваются в темноте, создавая главный визуальный эффект.
Архитектурная метафора считывается и в концепции аэропорта «Омск-Федоровка»: образ острога-защитника переосмыслен в объекте, предназначенном для связи и открытости. Визуально это выражено через мощные обратноконусные формы, напоминающие элементы деревянной стены крепости.
«В наших макетах важен не только конечный образ, но и сам процесс создания: ручная отливка алюминия, игра с воском, имитирующим воду, сочетание дерева и современных материалов. Эти работы отражают стремление создавать эмоционально насыщенную среду, где каждый элемент рассказывает свою историю и пробуждает искренние чувства», – подчеркивает Сергей Никешкин, сооснователь и главный архитектор архитектурного бюро KPLN.
23 октября Сергей Никешкин расскажет о творческих методах изготовления инсталляций во время паблик-тока с ведущими архитекторами и девелоперами.