– С какими вызовами сталкивается современная архитектура?
– Архитектура отражает мировые процессы и тренды, причем глобальный из них – мы живем в эпоху перемен. Турбулентность уже успел прочувствовать на себе весь мир. Другими вызовами можно считать быстро растущее население (это больше относится к Африке и Азии), деколонизацию и почти непрерывные миграционные потоки. Перед всем миром уже не первый год стоит задача сбережения ресурсов, переработки материалов и, в целом, бережного отношения к экологии. В ответ архитектура, как и дизайн или мода, формируют актуальные тренды, которые преломляются, конечно, по-разному.
На фото Маргарита Шаткова
На фото Елена Крылова
Самый заметный и долгоиграющий – экологическая повестка. Не менее значимы инновационные технологии, которые внесли революционные изменения в архитектурную практику. Это, прежде всего, информационное моделирование зданий (BIM) и 3D-печать, роботизированное строительство и умный дизайн с использованием ИИ.
Очень востребована устойчивая архитектура. Суть тренда – повышение эффективности использования материалов, энергии, пространства для застройки и экосистемы в целом. При проектировании и застройке внедряются технологии passivhaus, используются возобновляемые материалы и энергии, а также применяются зеленые технологии. Яркие примеры реализованных трендов – это жилой комплекс The Silo, расположенный в Копенгагене, 2017 года постройки, и более свежий по запуску комплекс Valley в Амстердаме. Первый – футуристичный дом, перестроенный из массивного зернового элеватора, проект датского бюро COBE. На крыше здания есть ресторан с панорамными видами, а на 1 этаже event-площадка. Сквозь бетонную поверхность элеватора на улицу выходят высокие панорамные окна с балконами, обшитые снаружи фасетными панелями из оцинкованной стали. Они не только в корне меняют облик здания, но и утепляют фасад, и экономят затраты на обогрев.
Проект Valley из Нидерландов авторства бюро MVRDV объединяет 200 квартир, офисы, магазины, общепит, культурные точки. У трех башен (высотой 67, 81 и 100 м) на уровне четвертого и пятого этажа спланирована круглогодичная зеленая рекреация. Комплекс оснащен умной системой управления сенсорного типа, которая согласует потребление энергии с реальными запросами. По сравнению с традиционными она эффективнее более чем на 30%.
– Сегодня нередко говорят, что раньше архитектура была интереснее, эстетичнее, а в современных сооружениях отсутствует вертикаль, как центр, объединяющий композицию…
– Это не так, потому что в таком случае мы отрицаем любой прогресс, который достигнут за эти годы. Хотя доля истины в этом есть. Очень часто в разработке архитектурного проекта превалирует геометрия, а теплота человеческого таланта уходит на второй, если не на третий план. Под геометрией я имею в виду параметрическое моделирование и ChatGPT. Строгость линий и абсолютная симметрия, конечно, манящий идеал. Но любое здание должно составлять композицию с окружающей средой и опираться на природные линии. Именно при этих условиях объект становится гармоничным и одухотворенным. Это законы, по которым живет настоящая архитектура. И в контексте современной жизни творить по ним можно. Доказательством будет 118-этажный небоскреб Merdeka в Куала-Лумпуре, спроектированный австралийской фирмой Fender Katsalidis. Это второе по высоте здание в мире, уступающее только башне Бурдж-Халифа.
Небоскреб увенчан шпилем и примечателен треугольным граненым фасадом, созданным с опорой на образцы традиционного малазийского искусства. Здесь расположены офисы, отели и объекты торговли, а также обсерватория и две смотровые площадки, самые высокие на сегодня в Юго-Восточной Азии. Также признаками хорошей архитектуры является культурная общность поколений, которая в проекте видна невооруженным глазом. Ведь архитектор, в некотором роде, хранитель смысла, памяти и наследия.
В чем связь современных архитекторов и сегодняшней эстетики с мастерами прошлого, с традициями, с наследием? В объединении передовых технологий с историческими штрихами, с элементами культурного кода региона или страны. В результате переосмысления этих ценностей создается что-то уникальное и при этом адекватное времени. Эту мысль легко проиллюстрирует Смитсоновский Национальный музея афроамериканской истории и культуры работы известного архитектора Дэвида Аджайе. В дизайне явно использованы национальные мотивы африканского племени йоруба: очертания здания напоминают перевернутый зиккурат, а фасад украшен ажурными алюминиевыми панелями темно-бронзового цвета, узоры стилизованы под ручную ковку. Связь традиционного прошлого и современности налицо.
– Венецианское Биеннале самый значимый форум в мире архитектуры. Какие темы были заявлены на 2024 год, какие проекты действительно устремлены в будущее?
– Биеннале действительно высвечивает спектр проблем, намечает пути решения, формирует послание всему мировому архитектурному сообществу, лишний раз говоря, что архитектура – это общемировая история и планета у нас одна.
Идеи обустройства городов могут совпадать и в Европе, и в Азии, и в Африке. Например, Япония в рамках экспозиции своего павильона призвала гостей биеннале и просто землян удивляться архитектуре и общим физическим пространствам. Представители страны вообще считают, что искусство музыки в камне – это то, что нужно любить. Как место, как высокое мастерство и даже как живое существо. И вот как на этот призыв ответили мастера из Франции. На севере Парижа после реконструкции недавно открылся проект Halles Pouchard, авторы Патрик Берже и Жак Анзиутти. Бывшая промзона была преобразована в инновационное общественное пространство. Здесь на площади 100 000 м² разместились отель, театр, художественные галереи и рестораны.
Германия на Биеннале сосредоточилась на использованных материалах, точнее, их переработке. В своем павильоне немцы разбирали строительный мусор, сортировали и пускали его в дело, словно говоря, что сегодня строить можно из переработанного пластика, тетрапака или конопляных панелей, а также из мицелия грибов. Будущее, похоже, наступило. Ассортимент строительных материалов расширился настолько, что в это трудно поверить, а сами дома могут создаваться и без участия человека, с помощью гигантских 3D-принтеров.
– Вопрос Елене Крыловой: как дизайнеру может пригодиться знание трендов в архитектуре? Верно ли, что архитектура – своего рода источник для творчества дизайнера?
– Абсолютно. Перед дизайнером также стоит задача создания гармонии внешнего и внутреннего. Интерьер всегда продолжает концепцию экстерьера, они связаны напрямую, и без знания архитектурных трендов и понимания стилевых особенностей дизайнер не сможет творить. Так что не ошибусь, если скажу, что в дизайне все начинается с архитектуры!