Что такое дизайн-проект? История происхождения
мнение эксперта

Что такое дизайн-проект? История происхождения

Автор статьи

Лашин Сергей

На страницах глянцевых журналов и просторах интернета мы видим фотографии красивых дизайнерских интерьеров в том или ином стиле. Это финальный результат, который отражает идею дизайнера. Но знаете ли вы, что создание каждого индивидуального интерьера для дизайнера – это объемная и кропотливая работа, состоящая из различных этапов и тонкостей? Она называется дизайн-проектом.

Я – архитектор и дизайнер Сергей Лашин, основатель дизайн-студии VPROEKTE, хочу поделиться деталями собственной практики, но вначале стоит разобраться с самим определением дизайн-проекта.

В нашей стране термин «дизайн-проект» появился на стыке конца XX и начала XXI века, благодаря стремительно возрастающей популярности и востребованности профессии дизайнера. В этом нет ничего удивительного, ведь в Советском Союзе такой профессии не было. Были инженеры, художники, архитекторы, которые в основном занимались художественными и строительными работами в интересах государства. Люди в тот период времени жили просто и скромно, коллективным сознанием, без каких-либо намеков на индивидуальность. Любая красивая вещь, которая выделяла бы человека среди других, была непозволительной роскошью. А что уж говорить об интерьере? Для ремонта и декора дома использовали то, что можно было достать на рынке – цветные ковры, например, советскую краску и большие коричневые шифоньеры. Не было ни выбора, ни разнообразия отделочных и строительных материалов.

 


Перестройка и распад Советского союза принесли нашей стране большие волны изменений во всех сферах. Открывались новые горизонты, возрастал информационный и торговый обмен с другими странами, и российский рынок стал постепенно заполняться зарубежными товарами, в том числе строительными и отделочными. Люди стали интересоваться модой, стилем, дизайном. И у многих появились возможности и желание что-то изменить в своем доме – облагородить пространство, купить красивую, но удобную мебель, подобрать обои для спальни и детской комнаты, сделать перепланировку квартиры или построить дачу со всеми удобствами.

Если раньше выбора не было, то с приходом нового времени люди стали теряться от избытка предложений. Вставали вопросы – как среди множества предметов выбрать необходимое? Как сочетать разные формы, материалы, цвета друг с другом? А процесс ремонта и строительства? Обычный человек, даже при наличие хорошего вкуса, не мог обойтись без специалиста, который бы разбирался в этих нюансах и взял бы эту работу на себя. Так стала востребована профессия дизайнера интерьера. Но в отличие от архитектуры и градостроения, в сфере дизайна была существенная проблема – отсутствие каких-либо спецификаций, стандартов и нормативов оформления, т.е. профессиональной документации и других материалов с пошаговым понятным алгоритмом работ. Поэтому дизайнерам пришлось создавать этот фундамент практически с нуля – в ходе наработки практического опыта.

Так возник дизайн-проект – комплекс дизайнерских и художественно-оформительских услуг, сочетающих в себе графическую и текстовую информацию, для осуществления ремонтно-строительных работ на объекте. Сегодня любой дизайн-проект – это визитная карточка дизайнера, которая показывает его профессиональный уровень, взгляды, решения. В нем должна быть подробно отражена череда решений, включающая нюансы технической реализации, стандарты эргономики и особенности индивидуального быта конкретного человека – его вкусы и удобства.

Этапы разработки дизайн-проекта и его составляющие

Создавать дизайн-проект – это тоже самое, что собирать машину из деталей. Можно собрать обычную «копейку» или продуманный до мелочей «мерседес». Это зависит от дизайнера – его собственной философии, методов работы и, конечно, профессиональной команды. В своей практике я выделяю пять основных этапов с внутренними деталями (составляющими), которые помогают мне создавать качественный дизайн-проект.

Техническое задание 

Техническое задание – это первый этап, на котором происходит знакомство дизайнера с пространством и заказчиком. Он необходим для сбора вводной информации. Это своего рода «фундамент», на котором создается весь дизайн-проект. Его можно разделить на три составляющие. 

Перваяэто работа с планом и объемами помещения. На основе этих данных будут созданы чертежи. Приходя на объект впервые, я всегда делаю точные обмеры помещений и проверяю их технические условия. А именно, где и как располагаются батареи и радиаторы, вентиляционные сетки, окна, кондиционеры, электрические сети, наружная и внутренняя проводка, розетки, переходники и выключатели, газопровод, водопровод и канализация, посмотреть какие стены являются несущими, самонесущими или навесными и многое другое. 

Вторая это работа с пожеланиями заказчика, его вкусами и образными представлениями о том, каким он хочет видеть данный интерьер. В этом блоке я уделяю большое внимание диалогу с заказчиком и конкретным примерам. Делаю подборку графической информации с примерами стилей, форм, цветов, фактуры и показываю их заказчику. Например, он может говорить, что ему нравится классика. Но когда дело доходит до конкретных вещей, оказывается, что у человека в голове что-то иное, и вообще он не против элементов ар-деко. Заказчик должен выбрать и сказать, мне нравится именно вот это, я хочу, чтобы эта деталь была в моем интерьере. Дизайнер все эти моменты учитывает и создает единую композицию. Конкретизация вкусов и предпочтений клиента позволяют мне предложить максимально точные проектные и дизайнерские решения.  

Третья это анкетирование или специально подготовленная форма документа с расширенным спектром вопросов относительно объекта и самого заказчика. Это очень удобный способ сбора дополнительной информации о том, какой объект, где он находится, кто в нем проживает, какие у них вкусы и предпочтения, сколько помещений, что в них находится и многие другие нюансы. Все детали фиксируются и хранятся в одном файле. Они позволяют узнать более тонкие составляющие быта заказчика, его хобби и особенности, которые я учитываю при разработке дизайна.

Ответственный и внимательный подход в работе с каждым блоком дает грамотно составленное техническое задание, на основе которого строится следующий этап дизайн-проекта.

Планировочное решение 

Планировочное решение – это второй этап или начальная стадия проектирования, где путем создания комплексных решений разрабатывается идеальный вариант планировки того или иного помещения. Сначала на основе технического задания в специальных графических программах (в основном AutoCAD ArchiCAD и Revit) создаются разные варианты планировки помещения. Они помогают понять и решить ряд важных вопросов, начиная от демонтажа и возведения стен до подбора мебели.

Главная составляющая этого этапа – создать точные объемы помещений, детально продумать зонирование, расставить мебель и определить ее максимальные габариты. И из ряда вариантов выбрать наилучшее решение.

У каждого дизайнера своя тактика выбора. Можно взять ответственность на себя, самостоятельно выбрать идеальный вариант и защитить его перед заказчиком как дипломную работу – объяснить его преимущества, какому пути он следовал при выборе этого варианта. А можно показать заказчику сразу несколько вариантов и предоставить ему возможность выбора. Но в таком случае дизайнер перекладывает ответственность на клиента, а тот, в свою очередь, может выбрать не самое правильное с точки зрения функциональности и удобства решение. В своей практике я стараюсь придерживаться первого варианта, так как веду свои проекты от начала создания до конечной реализации.

По завершении этого этапа необходимо иметь на руках согласованный вариант одного планировочного решения помещения или нескольких, если речь идет, например, о доме.  

3D визуализация

3D визуализация – это третий творческий этап, в ходе которого создается цветное изображение дизайна интерьера. Оно отражает дизайнерскую идею. Большинство дизайнеров предпочитают стандартный вариант сделать 3D визуализацию сразу в цвете, но можно использовать и нестандартный подход, как делаю это я. Например, разбить его на несколько составляющих и поэтапно согласовывать каждую часть с заказчиком. Это очень удобный способ взаимодействия с заказчиком. 

Первая составляющая – это создание черно-белой графики без привязки к цвету и фактуре. Таким образом можно показать заказчику геометрию пространства и зарисовку, т.е. концепцию идеи. 

Вторая составляющая – это создание отдельных цветных коллажей с наборами мебели, отделочными материалами для потолка, стен, пола, окон и т.п. Таким образом заказчик видит отдельно формы, цвета, ткани, фактуры.

Третья составляющая – это соединение черно-белой геометрии с цветными коллажами. И в конечном итоге заказчик видит финальную 3D картинку, которая в полном объеме отражает идею дизайнера. 

Такой пошаговый подход – это хороший инструмент для передачи видения объекта и диалога с заказчиком на разных стадиях творческого процесса. Разделение также позволяет избежать ненужных переделок и неловких ситуаций во взаимоотношениях с клиентом. 

Рабочая документация

Рабочая документация – это четвертый технический этап, в ходе которого создаются строительные чертежи. Они отражают техническое наполнение 3D визуализации. Прежде чем реализовать дизайнерскую идею, ее необходимо вычертить, строго соблюдая пропорции. Поэтому создается документ с подробным планом помещений, где указываются их названия, площадь и объемы, точные размеры – высота, длина, толщина. План каждого помещения выглядит как серия схематических рисунков, на которых прорисованы детали, например двери, гостиной, гардеробной, прихожей, ванной комнаты. Показываются какие в помещениях есть предметы, например, стул, стол, зеркало, их точные размеры. На каждый элемент помещения, такие как потолок, пол, стены, дверные и оконные проемы, пороги и лестницы делается отдельная развертка с указанием характеристик строительных и отделочных материалов, предметов декора и т.п. Также создаются схемы электрики с отдельными развертками освещения, розеток, привязок к переключателям, схемы сантехники, отопления, кондиционирования.


Важная составляющая подкреплять строительные чертежи подробной информацией о материалах, формах, цветах, фактурах и размерах. Эта документация предназначена для строителей и рабочей бригады, которая будет делать ремонт, т.е. создавать дизайн интерьера. Поэтому им важно не только контактировать с техническими рисунками, но и правильно воспринимать цвета, материалы. Такой подход формирует единое представление об интерьере и помогает избежать ошибок и путаницы во время ремонтно-строительных работ. 

Ведомости и спецификация

Ведомости и спецификация – это пятый информационно-технический этап, в ходе которого создается документация с подсчетом и списком всех позиций, присутствующих в дизайн-проекте. Она необходима для сдачи дизайн-проекта в реализацию. В документе указываются наименования,  артикула, количество всех предметов, отделочных и строительных материалов, названия производителей, адреса магазинов, где все это можно приобрести. На основе этого документа будет проходить закупка всех материалов.

Главная составляющая проверить количество позиций в спецификации и их соответствие дизайн-проекту. Это заключительный этап перед сдачей дизайн-проекта в реализацию, поэтому внимательность и правильная организация в дальнейшем помогут избежать задержек, простоя и потери времени.

https://vproekte.com
Автор статьи

Лашин Сергей

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться