Интервью с главой аукционного агентства Baltzer Григорием Бальцером
мнение эксперта

Григорий Бальцер: антиквар и коллекционер

Глава Аукционного агентства Baltzer дал эксклюзивное интервью журналу «Архидом»

Григорий Бальцер – личность, без преувеличения, легендарная. Выпускник Строгановки по специальности «Мебель и интерьер», декоратор, знаковая фигура в мебельном бизнесе, создатель первой частной мебельной компании в России, антиквар и коллекционер, руководитель аукционного агентства Baltzer… А еще – автор чудесных «юморных» проектов, издатель, счастливый отец четверых детей… и великолепный остроумный собеседник.

Сегодня мы поговорим с ним о том, откуда возникла его страсть к коллекционированию, как родилось его аукционное агентство и выгодно ли сейчас вкладываться в антиквариат и искусство.

Григорий Бальцер убежден: коллекционирование – это не статус, а состояние человека. Он с детства собирал какие-то детские сокровища: перочинные ножики, значки, марки, монеты… А потом это стало частью его профессии – Бальцер занимался не только мебельными магазинами, но и историческим интерьером как антиквар и декоратор, а тут уж поневоле станешь коллекционером...

Григорий Бальцер: Ты приобретаешь интерьер, иногда его часть, и начинаешь комбинировать с подобными предметами, создавая свое уникальное произведение. С одной стороны, есть задумка декоратора, который создавал этот интерьер 150 или 300 лет назад. С другой, был еще один дизайнер – время, которое накладывало свой отпечаток. Ведь созданное пространство никто не ограждал стоечками и не писал «собак не выгуливать, руками не трогать». Замки достраивались, семьи росли, делились, менялось внутреннее убранство в соответствии с новыми потребностями и веяниями моды. Задача антиквара и декоратора, который занимается историческим интерьером в целом, – сохранить эту атмосферу и на ее основе создать что-то новое. Поселить в новом пространстве тот самый неповторимый стиль и дух времени, при этом внедрив туда все новейшие достижения технического прогресса, привычные нашим современникам.

И создание исторических интерьеров всегда было задачей не для слабонервных. Ты приобретаешь целую историю, которую потом должен где-то воссоздать, дополнив ее необходимыми недостающими вещами. Так как это вещи штучные, гоняться за ними приходилось по всему миру: Европа, Китай или, скажем, Индонезия. В процессе поиска нередко встречаются уникальные экземпляры, которые покупаются впрок. Кроме того, иногда часть готового интерьера остается неиспользованной, и эти предметы могут найти применение в других ваших проектах.


Несмотря на то, что сегодня Григорий Бальцер практически не работает как декоратор, в его хранилище находится немало уникальных экземпляров – такой вот побочный эффект от профессиональной деятельности.

Впрочем, есть у Бальцера и коллекция, которую он собирает целенаправленно, – это китайское (Пекинское) стекло. В начале девяностых один из старых коллекционеров в знак благодарности за оказанную услугу подарил ему потрясающий бокал с красными и желтыми вкраплениями и синим декором (сегодня этот бокал – неизменный участник новогоднего застолья большой семьи Бальцеров и символ их удачи). Именно он и положил начало коллекции, которая сейчас разрослась до весьма внушительных размеров.

Говоря о ней, Григорий Бальцер всегда подчеркивает особое значение китайского стекла именно как подарка – не дежурного жеста благодарности, а настоящего дара, предназначенного конкретному человеку.

Григорий Бальцер: Каждый рисунок, каждое изображение на предмете здесь имеет свое значение, и, в принципе, зная некий код, можно «прочесть», кому, зачем и в какой момент это предназначалось. Когда преподносили бокал, например, это было связано с пожеланием счастья. Бабочки в орнаменте означали радость, рыбы – пожелание того, чтобы за вами кто-то приглядывал, «хранил» вас. Изображение жезла явно означало подарок начальнику. А вот вазы желтого стекла представляли собой дары исключительно китайским императорам – уникальный оттенок желтого цвета, так называемый «куриный жир», предназначался только для них.

Зная изнутри непростую сферу исторических интерьеров и, в частности, коллекционирования, Григорий Бальцер сегодня строит свой бизнес на том, чтобы помочь другим таким же сумасшедшим собирателям сделать этот процесс максимально комфортным.

В активе Бальцера было 25 лет работы в этой области и команда профессионалов, которая умела многое: правильно снять интерьер, запаковать, перевезти, адаптировать его к новой среде и погодным условиям, чтобы уберечь от разрушения, инсталлировать и т.д. Такой сервис оказался востребован у его коллег: декораторов и архитекторов, которые тоже занимались историческим интерьером. Кроме того, годы практики, когда он декорировал дома своих клиентов, превратили Бальцера в семейного арт-консультанта: его заказчики начинали обращаться к нему по вопросам приобретения живописи, декоративно-прикладного искусства и т.д.

Желая помочь коллегам и клиентам избежать ошибок и проблем, которые сам Бальцер к тому времени уже блестяще умел решать, он создал собственное аукционное агентство Baltzer.

Григорий Бальцер: Мы помогаем клиентам приобретать или продавать предметы искусства на торгах. Аукционный дом не всегда может предоставить максимум информации о предмете, выставляемом на торги. Даже самым крупным домам сложно найти время и ресурсы, чтобы изучить историю каждого лота. Мое агентство берет это на себя: предоставит необходимую аналитику по цене, расскажет о других подобных лотах, чтобы клиент мог принять взвешенное решение. Это особенно важно, если предмет обладает инвестиционной ценностью. Работать с аукционным домом напрямую начинающему коллекционеру довольно сложно. Обычно с последним ударом молотка заканчивается и клиентский сервис. А с антикварными предметами немало сложностей: доставка, реставрация, инсталляция. Допустим, вы купили лампу XVII века – ее нужно электрифицировать, установить, не повредив, «поселить» в интерьере... Кроме того, для участия в аукционе необходима серьезная подготовительная работа. По статистике, до первых торгов доходит не больше 20 процентов из тех, кто желал принять участие в аукционе, а вот уже ко второму, естественно, после всех терний первого аукциона, добирается не более 10 процентов от первоначальных участников. Т.е. 98 процентов теряются из-за бюрократической сложности участия в аукционах. И это легко объяснить. Взять хотя бы юридическую сторону: один и тот же аукционный дом в его лондонском и нью-йоркском филиалах потребуют от коллекционера предоставить разные комплекты документов. Делать это нужно будет каждый раз, а разобраться в нюансах сложно даже персональной команде юристов. Мы помогаем нашим клиентам взять на себя самое интересное: выбор предмета в каталоге, сам аукцион и получение заветного лота. А все остальное – ту бочку бюрократического дегтя, в которой тонут эти три ложки меда, – передать профессионалам.

Сегодня Григорий Бальцер занимается 44 различными направлениями коллекционирования: не только антиквариатом, но и множеством других предметов. Он не рекомендует, не имея специальных знаний или надежного консультанта, пытаться «впрыгнуть» с ходу в этот бизнес, где много подводных камней.

Григорий Бальцер: Инвестировать в антиквариат нужно с пониманием. В любом направлении есть свои fallingangels и flyingstars. Есть предметы, которые идут по нисходящей цене, есть – по восходящей. Цены на антикварную мебель последние несколько лет категорически падают (мебель подразумевает большое количество направлений и стилей), но остаются предметы, которые будут расти в цене. Это хорошо сохранившиеся вещи с хорошим провенансом, сделанные великими мастерами. Я сильно сомневаюсь, что предметы Франсуа Линке (выдающегося парижского краснодеревщика рубежа 19-20 веков, клиентами которого были богатейшие семейства по всему миру) будут падать в цене. Так же, как и предметы в стиле ар-нуво Луи Можареля или Эмиля Галле. Я уверен, что не станут дешеветь редчайшие предметы Югенштиля (австрийских мастеров): Густава Сигала, Лицмана, Шмитта, Хофмана. Как и мастеров, имена которых стали нарицательными и дали названия стилям – великих Буля или Жакоба.

При этом общая масса хорошей качественной антикварной мебели в цене падает. Сегодня они не просто сопоставимы, но, в большинстве случаев, дешевле своих современных копий. Это объясняется, например, разницей в стоимости работ. Но качество и материалы мебели середины 19-го и начала 20-го века частенько лучше, и, что особенно важно, проверены временем. Если же говорить о декоративно-прикладном искусстве и о предметах, связанных с декорированием (камины, буазери, кессоны, старинные паркеты, люстры  и другие осветительные приборы), то сегодня купить старинную люстру Баккара можно в несколько раз дешевле ее современного аналога, а по качеству она будет точно не хуже, а возможно, даже лучше. 

Григорий Бальцер не вполне согласен с мнением, что современное искусство – это такой же товар, который может зайти на рынок, если у него есть хороший маркетинг. Не отменяя грамотного маркетинга как неотъемлемой части успешного продвижения товара, он считает его лишь частью, одной из составляющих успеха. Однако признает, что инвестиции в искусство сегодня себя вполне оправдывают, если  подходить к делу с умом.                      

Григорий Бальцер: По данным WSJ в 2018 году альтернативные инвестиции в искусство, элитные вина, классические автомобили и ювелирные изделия превзошли традиционные вложения в акции и облигации, и были значительно выгоднее. Подробнее об этом вы можете также узнать из моих авторских материалов для ForbesRussia. Но, если коротко, по итогам минувшего года можно с уверенностью сказать, что лидерами рынка стали инвесторы-ценители прекрасного. 

И все-таки самым востребованным товаром дня сегодняшнего Григорий Бальцер считает… юмор. Его проекты, созданные им ещё в девяностых, всегда несут в себе некий иронический или забавный отпечаток: начиная от названий магазинов («Шкафчик&Диванчик» или «Алло, матрас») и заканчивая его нашумевшим проектом «Мир новых русских». О последнем стоит сказать особо – ведь, помимо стремления внести яркую актуальную струю в сувенирный бизнес, Григорий Бальцер ставил весьма себе серьезную цель: сделать традиционные русские промыслы (Гжель, Палех, Жостово) интересными для российского потребителя, которого мало интересовали матрешки и подносы… Так появились расписанные сигарные коробки, гжельские фигурки «новых русских» с огромными мобильниками и прочие оригинальные вещицы, нашедшие своего покупателя среди людей, умеющих посмеяться над собой. Ведь именно легкое отношение к жизни и смелость пробовать что-то новое Григорий Бальцер считает главным двигателем успеха.

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться