Классический стиль можно сравнить с вином: с годами оно приобретает особое благородство, новые нюансы вкуса, становится еще драгоценнее. Так же происходит и с классической основой интерьера: она сохраняет все свои лучшие черты, при этом впитывая в себя еще и новые веяния, но делая это очень деликатно и сдержанно.
Классика – стиль не для всех. Это то, что смогут оценить истинные эстеты, знатоки мирового искусства, люди, для которых важны статус и респектабельность. Для тех, кто в наш сумасшедший век находит время, чтобы наслаждаться деталями, – ведь именно из них и состоит классика. Завитки резьбы, элементы мозаики, стекла витражей, рисунок паркета, пышность лепнины – этот стиль дарит нам бесконечный вальс деталей, которые кружат под классическую мелодию.
Классика сегодня, конечно, претерпевает изменения, адаптируется к современному ритму жизни, но не изменяет своим принципам. И действительно, в любую эпоху найдутся ценители больших пространств, строгой композиции, благородной палитры, натуральных материалов, роскоши и элегантности.
Работать в этом стиле архисложно: он требует глубочайших знаний, огромного опыта, безупречного вкуса. И сегодня мы поговорим с профессионалами, теми, кто любит и умеет создавать классические интерьеры, чтобы узнать: как они оценивают путь этого направления, как видят его перспективы, какой была их собственная дорога к классике и за что они любят этот непростой, но вечный стиль.
Александр Евдокимов, генеральный директор «София-Декор»
За три века классических интерьеров (а это, на мой взгляд, чуть больше, чем XVII век: сюда можно отнести XVIII и частично XIX века) мир увидел подлинный расцвет всех видов искусства. И музыки, и живописи, и литературы, и скульптуры, а также расцвет ремесленного мастерства, доведенного до совершенства. Это отразилось и в архитектуре, и, безусловно, в интерьерах. Интерьерами занимались лучшие архитекторы и дизайнеры своего времени (особенно это касается замков). Сегодня, прогуливаясь по интерьерам французских замков, мы можем видеть квинтэссенцию всех видов искусств.
Классические интерьеры хороши не только тем, что в них комфортно находиться и они не устаревают. Ты можешь пребывать в них сколь угодно долго, и они тебе не наскучат. Интерьер со множеством мелких деталей обогащает тебя, как хорошая книга. Читая такой интерьер, ты наполняешься и красотой, и эстетикой пространства, и новым знанием. За этот сплав комфорта, богатства, художественной тонкости и художественной же ценности я и люблю классические интерьеры.
Ирена Барене
Классический интерьер – это всегда легенда, всегда история. А значит, это колоссальный объем знаний. И я обожаю в этом копаться! Ведь прежде чем начинать какой-то проект, я должна выучить целую тему, которую я не знаю, погрузиться в ее детали и нюансы. И мне очень нравится это глубокое погружение, в котором есть особая сказочность, легенда, – в отличие от «стерильных» временных интерьеров.
Лейла Улуханли
Классика для меня – это источник источник вдохновения и традиции. Классические интерьеры – те, что сохранились до нас и те, что воссоздано в музеях – представляют поистине колоссальные возможности для понимания тонкостей работы с материалами, орнаментами, палитрой цветов, тканями. Это большое путешествие в мир роскоши, истории и дизайна.
И в своих работах я с удовольствием использую элементы классики, но не воссоздаю чисто классические интерьеры. Мне импонирует стиль 50-60-х годов прошлого века. Элегантность, легкость, роскошь, немного истории – наверное, так я сформулировала бы мое видение классики.
Марина Путиловская
Классика вечна. И вечна именно потому, что слишком изменчива и всегда соответствует своему времени.
Оглянитесь: сегодня она везде. И не только потому, что за эти 100 лет минимализм почти не изменился (что само по себе странно!), а Классика меняется в соответствии с требованиями постоянно.
Сегодня классика – это самое пластичное направление, оно легко подстраивается под новое время, идет ему навстречу, впитывает требования людей и окружающего мира – и при этом всегда остается красивым благодаря своей человечности и ориентированности на Заказчика.
Просто сегодня стало ясно, что невозможно жить долго, не окружая себя любимыми вещами, деталями и просто чем-то дорогим сердцу – в пустом минималистском, абсолютно выхолощенном пространстве.
За долгие годы прошедшего века отношение к классике было разным. И часто это связано с пониманием ситуации в стране. Сегодня признано, что классика – это показатель подъема и взлета государства. И наоборот, минимализм появляется там, где нация идет на спад. Там, где люди плохо живут, и появляются квадратные монстры, которые выдаются за гениальные произведения.
Истинный Минимализм – это работа с ощущением свободы внутри себя и внутри дома. Поэтому его так любят архитекторы. Это перетекание пространств, идеологическая концепция, позволяющая сосредоточиться на главном – созерцании, как это свойственно, например, японскому дизайну. Ведь все те основатели минимализма изначально были именно классическими архитекторами, с прекрасным классическим образованием. Наверное, именно поэтому все их работы были так тщательно выверены и точны!
Человек образованный знает, что было до него. Понимает, что все опирается на знания предыдущих поколений. А нам хотят сказать, что ничего не было до нас, ничего не надо изучать. Почему нас хотят отрезать от прошлого? Потому что до этого была только классика! И теперь мы должны верить, что нам не нужна вся мировая история архитектуры? Что надо отрезать все то, что давало нам и многим до нас вдохновение, академические знания, базу? Конечно, надо идти вперед. Но – зная азы, Историю – то есть изучая Классику!
Откуда перетекание пространств и свобода в квартире 20 кв. м?
То, что происходит у нас сейчас – это не расцвет минимализма, а разгул бедности.
Классика же подразумевает наполнение пространства, работу с деталью. Причем сегодня она взяла лучшее от всех стилей – и от минимализма , и от эко-стиля, и от Либерти... Она чувствует потребности Заказчика, подстраивается под них. Взяв лучшее, она наполнила все это прекрасно сделанными деталями.
Сегодня деталь – это не только колонны, золото и лепнина (хотя и они тоже есть), но и новые, нестандартные элементы – как результаты экспериментов и поиска. Деталь выросла в другую, новую концепцию, где особенно много значат фактуры и линии, их игра, нюансы.
Сегодня Классика – это комфорт и Красота.
И конечно, Классика – это красивый дорогой дом, который заставляет нас Мечтать, Желать, а значит, что-то Делать для осуществления Мечты.
Это некий мотиватор, заставляющий нас идти вперёд, к новым вершинам, к Мечте!
А квартира площадью 20 квадратов, особенно выкрашенная в черный цвет, мотиватором быть не может.
Марина Филиппова
Классика опирается на культурный и исторический опыт, а потому классические интерьеры всегда получаются более глубокими и даже духовными. И нам, декораторам, необязательно цитировать исторический стиль, чтобы получить классический интерьер. Нам нужно уметь его грамотно интерпретировать, вписывая в современную канву.
В современном мире любой жизнеспособный интерьер по сути своей эклектичен. Настоящая классика, со всеми присущими ей формами, непрактична и нереальна сегодня. Это будет музейная вещь, которая не сможет в принципе существовать – даже по исключительно инженерно-коммуникационным причинам. Многие работы нашей студии считаются классическими по той причине, что в них прочитывается один общий принцип, который заключается в фундаментальном подходе к проектированию. В основе этого подхода – работа с классическими пропорциями, а также желание создать эстетически целостное пространство для определенного человека. К примеру, создавая филенчатую дверь, я обращаюсь к традиционной форме и пропорциям, но намеренно утрирую отдельные элементы и тщательно прорабатываю детали. Таким образом, получается оригинальная вещь, которая обладает определенными качественными характеристиками, поскольку мы не упрощаем и не удешевляем, а именно перерабатываем классическую форму. Таким образом, я в целом не соглашусь с утверждением, что мы делаем классические интерьеры. Создавая интерьер, мы не самовыражаемся, а делаем абсолютно конкретные красивые вещи для конкретных людей, чтобы атмосфера пространства отражала именно их образ жизни и вкус.
Ольга Фрейман
Классический интерьер для меня – это прежде всего пространство, выстроенное по законам гармонии. Это не нагромождение колонн, резных капителей и золотых канделябров. Для меня это – идеальные пропорции, правильное соотношение деталей, цвет и свет.
Основы классического интерьера пришли к нам из древней греческой архитектуры и философии. Почему же через столько столетий мы продолжаем им следовать? Все дело в том, что греческие философы не изобрели нечто новое: они лишь сформулировали и облекли в форму законы гармонии пространства, заложенные природой. Принцип «золотого сечения», пропорции (элементов), «всего и вся, любого элемента» классического стиля, не столько украшение, сколько части построения пространства, «подсмотренные» у природы – творца гармонии и симметрии. Пропорция золотого сечения присутствует в бутоне распускающейся розы, и в морской раковине, и в галактической спирали.
Интересно, что все великие реформаторы в архитектуре и дизайне интерьера появились лишь в начале 20 века, но и они не отходили от классических пропорций, существующих уже две тысячи лет. Об этом писали в своих работах Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ. Меняются лишь детали. Лучшие образцы минимализма и конструктивизма были созданы на основе классических пропорций. Симметрия, прямоугольные пропорции, соотношение высоты потолка и проемов окон, пропорция колонны 1/12, соединение стены и потолка при помощи карниза – все это по-прежнему является основой для создания комфортного гармоничного пространства.
И если посмотреть на историю интерьера, мы увидим, что классицизм неизменно возвращался в разные эпохи. Классика возвращается не как театрализованное зрелище с колоннами и карнизами, а как сильное, бессмертное направление. Обращение к классике – это всегда причастность и любовь к истории и культуре. Желание жить в атмосфере традиционного интерьера означает стремление к покою и стабильности, к тому, что проверено временем и никогда не изменится. Классика всегда была идеальной основой для обновления стиля, где можно использовать современные предметы искусства, выполненные из традиционных материалов, и, наоборот, традиционные образы в ультрасовременном прочтении. Например, графика на цветном стекле, комод, отделанный лакированной кожей.
Еще в 18 веке возникло направление, которое мы называем «колониальный стиль», но это самая настоящая эклектика на основе классического интерьера. Сегодня это направление получило свое развитие, и мы придумали красивый термин «фьюжн».
Классика не терпит дилетантства, поверхностного подхода. Работать над нею очень интересно и непросто. Необходим баланс пространства, выстроенного по принципу симметрии, пропорций в сочетании с тщательно подобранными натуральными материалами и спроектированными специально предметами интерьера, с любовью подобранными объектами искусства, антиквариата. К примеру, можно внести долю иронии в слишком серьезную классическую обстановку при помощи предметов современного искусства.
Сейчас на второй план уходит классическая мебель в ее традиционном исполнении. Фабрики предлагают нам вещи классической формы, материалов в неожиданной современной интерпретации. Например, коллекция хрустальных светильников от компании Baccarat, созданная совместно с Филиппом Старком, или вазы Lalique по дизайну великой Захи Хадид. Сегодня появились достойные российские производители дизайнерской мебели, и мне очень импонирует эта тенденция. Все это – элементы классического интерьера в современном прочтении.
Татьяна Боронина
В институте я была авангардисткой, а потом неожиданно выполнила один проект в классическом стиле. Все удивились и чуть ли не устыдили меня: «Боронина, ты и классика?!» А я ответила: дай бог, чтобы вам когда-то довелось это сделать. Это так интересно! Это настолько сложно и богато по процессу! И огромное счастье даже попробовать себя в этом русле, а уж столько лет заниматься классическими интерьерами – это просто божественное провидение. Потому что классика – это настоящее. Это то, что живет вечно, что не подвержено времени, моде. Да, могут появляться дополнения по цвету или форме. Но основа классики – это то, что существовало всегда, что сформировалось даже не столетиями, а тысячелетиями. Классика – это то, что человек достоин иметь как самое лучшее.
Татьяна Цивилева
Сейчас мы все наблюдаем, как невероятно стремительно развивается дизайн в России. Иногда кажется, что вот-вот заказчикам захочется немного отдохнуть от вездесущего дизайна и тенденций. Им хочется просто жить. Что для этого надо? Чтобы интерьер дома не выходил из моды каждые N лет, был по возможности вне времени.
Но изощренное искусство маркетинга в наши дни достигло невероятных высот. Очень трудно удержаться от соблазна следовать трендам и модным, часто сиюминутным тенденциям. Но жить в окружении модной концепции – это как жить на выставочном стенде. Меняется мода – меняется концепция стенда.
Но что тогда дом, домашний очаг, семья, уют, семейные традиции?
Поэтому, когда нужно создать интерьер, неподвластный времени, зачастую выбор падает на классику. В таком интерьере комфортно жить всем поколениям. У такого дома может быть развитие, как у живого организма, в то время как модная тенденция просто завершит свое существование, прямо скажем, просто умрет, и ей на смену придет новая, такая же скоротечная.
Гениальная Коко Шанель так высказалась о балансе между классикой и модными тенденциями: «Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями». Может быть, и в интерьерах к трендам следует подходить с аккуратностью, чтобы не попасться на крючок маркетинговых трюков.
Еще интересное ее замечание: «Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду». И это опять сопоставимо с интерьерами. Все интерьеры вне времени – это очень продуманные пространства с хорошими пропорциями, без неоправданных, эксцентричных экспериментов.
Иногда, мне кажется, многие так называемые «концептуальные дизайнерские» находки – от лукавого. Дизайнеру хотелось «выпендриться» и не быть похожим ни на кого другого, выйти из толпы. Да, иногда его творение даже назовут арт-объектом. Но намного сложнее производить простые, традиционные предметы интерьера – просто изысканные, просто элегантные и с выверенными пропорциями.
Я уверена, что традиционные, классические интерьеры долго будут радовать заказчиков и не выйдут из моды. История искусства и архитектуры доказывает, что слово «долго» не применимо к стилям, которые являются отражением тенденций и ценностей лишь определенного временного периода.