Знаменитые дизайнеры парфюмерных флаконов
культпоход

Дизайн флаконов: магическая формула формы

Мы с вами знаем, как запахи влияют на настроение человека, и потому пользуемся парфюмерией, созданной великими мастерами своего дела, настоящими алхимиками. Мы знаем о том, как расцветало мастерство парфюмеров – в частности, в Провансе, на юге Франции, где расположена долина Граас. Цветы Грааса – основа французской парфюмерии, поэтому там образовалось 40 парфюмерных фабрик, и история парфюмерного производства в Граасе насчитывает четыре сотни лет.

Но знаем ли мы дизайнеров, которые создают оболочку ароматного чуда, авторов парфюмерных флаконов? Они зачастую остаются в тени бренда и художника-модельера. А ведь это отдельная профессия, требующая знаний эстетики, композиции, технологии материалов, умения вдохновляться художественным образом коллекции, созданной кутюрье. Сегодня мы расскажем о примерах работ дизайнеров и познакомим со своим опытом в этой профессии.

Начнем представление самых титулованных мастеров с работ знаменитого Пьера Динана.

Пьер Динан

За 54 года карьеры в его ателье было создано более тысячи флаконов для французских, итальянских, американских, японских, немецких парфюмерных Домов.

Azzaro для Azzaro

Это первый созданный из цветного бутылочного стекла флакон.

Калардре для Пако Рабан

Этот флакон интересен тем, что в нем впервые стекло было обрамлено «металлом». На самом деле это пластиковая решетка, покрытая тонким слоем металла по технологии гальванопластики.

Абсешн для Кельвин Кляйн

Это была весьма поучительная для Пьера Динана история. К нему обратился тогда еще не известный ему американский дизайнер и попросил разработать флакон для его первого аромата. В качестве оплаты он предложил выплатить половину суммы акциями своего предприятия. Но Пьер отказался... А через год весь мир узнал про Кельвина Кляйна и его аромат. Его акции стоили в десятки раз больше. Так Динан пришел к пониманию того, что нужно мыслить более широкими категориями, нежели только дизайн.


Eau Savage для Кристиан Диор

Сделать дизайн упаковки, которая навеяна лакированной древесиной в Роллс-Ройсе, оказалось труднее, чем дизайн флакона. Этот был первый и последний случай, когда после утверждения всего дизайн-проекта Динану сказали: «Что-то совсем дешево вы берете за проект. Не хотите ли побольше?»

Фенди для Фенди

Представьте себе, всю работу по этому проекту принимали пять сестер Фенди и великий Карл Лагерфельд! И им все время что-то не нравилось... В итоге выполнение этого заказа у дизайнера заняло два года, в течение которых он представил более 200 вариантов дизайна.

Этернити для CK

Это был особый заказ, поскольку аромат создавался как аромат невесты – для свадьбы Кельвина Кляйна с его ассистенткой Келли. Дизайнер использует здесь религиозные мотивы – форму креста. Жаль, что новобрачные быстро расстались.

Опиум для Ив Сен Лоран

Однажды Пьеру Динану пришел телекс из Маракеша: «Прилетай, Ив-Сен Лоран приглашает тебя на деловую встречу». На встрече знаменитый кутюрье сказал: «Хочу создать аромат, вдохновленный Востоком». «А что такое Восток?», – задался вопросом Динан. «О, это фейерверк. Если не видел, то нажми пальцами на закрытые глаза, подержи, пока не заболят, и отпусти», – посоветовал Лоран.

Перед глазами Пьера поплыли желто-красно-фиолетовые пятна… Так появились цвета флакона. А на создание формы Динана вдохновили японские коробки Инро: самураи носили в них соль, пряности, травы и опиум.

Маруся для Слава Зайцев

Флакон соответствует ДНК бренда знаменитого художника-модельера Вячеслава Зайцева. Силуэт русской барышни в народном костюме в кокошнике создает яркий запоминающийся образ.

Миша для Михаила Барышникова

В этом флаконе отображен образ балетного па знаменитого на весь мир танцора. Динамичная линия по всей форме – как застывший порыв воздуха, следующий за движением. Уметь скупыми средствами композиции отобразить суть бренда – вот вершина дизайнерского творчества. И здесь это получилось в превосходной степени.

Опус для OKKI

Еще одна разработка для российского заказчика. Игорь Крутой создал проект, посвященный его брачным узам со своей женой Ольгой. OKKI означает Ольга Крутая, Крутой Игорь.

Серж Монсо

Сержа Монсо называют скульптором флаконов. За свою творческую жизнь он создал более 300 флаконов, которые смело можно назвать произведениями искусства. По его мнению, флакон – это актер, готовый сыграть неповторимую и оригинальную историю аромата.

Органза для Живанши

Свое вдохновение Монсо черпает в разнообразных природных мотивах. Незаурядные и оригинальные формы его флаконов никого не оставляют равнодушными.

Тьерри де Башмакофф

Французский дизайнер с русской фамилией, Тьерри де Башмакофф создал около двух тысяч флаконов духов. Тьерри говорит, что в работе над флаконами духов есть своя специфика: «Флакон – не настолько личный предмет, как сумка или, например, часы. Его не носят с собой весь день. Однако за те несколько секунд, пока вы держите его в руках, принимая решение о покупке, у вас должен возникнуть четкий яркий образ. Моя задача – сделать флакон таким, чтобы вы его запомнили с момента первого прикосновения».

Булгари для Булгари

Интересна история создания флакона для Bvlgary. Решив потрясти воображение жюри, Тьерри заранее просверлил в столе небольшие отверстия и сделал в них подсветку. Во время презентации проекта на конкурсе он поставил в эти отверстия флаконы и попросил погасить свет. Когда Тьерри снял с них черные бархатные чехлы – они вспыхнули и засияли, словно драгоценности. Благодаря такому эффектному «выходу» никто не обратил внимания на допущенную тогда еще неопытным Тьерри ошибку: вместо положенных 250 мл объема он создал флакон на 350 мл. Но Паоло Булгари выбрал именно его. Исправлять недоразумение не стали, и с тех пор парфюмы Bvlgari выпускаются именно в таком формате.

Алексей Александров

Начал заниматься профессионально дизайном с 1983 года. Будучи арт-директором компании «KRASNOV DESIGN», в 1995 году он получил свой первый заказ на разработку упаковки французской парфюмерии. Создал сотни проектов для российского и зарубежного рынков в разных категориях дизайна. Среди них особая гордость – дизайн для парфюмерных брендов. Сегодня его легендарное брендинговое агентство «AEXANDROV DESIGN HOUSE» является одной из опытных компаний на рынке. Сегодня в Университете им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), которым руководит профессор Валерий Белгородский, создана экспериментальная лаборатория брендинга и дизайна. В учебные задания введены темы дизайна упаковки и рекламы товаров индустрии моды. Парфюмерия всегда является продолжением коллекции модельера, которых с успехом готовит ведущий университет России, – именно на этом и строится обучение дизайнеров лаборатории.

COCKAIGNE – страна грез, праздности и изобилия. Флакон и упаковка созданы по впечатлениям от запаха парфюма, который должен уносить его обладательницу в страну грез. Флакон выполнен в виде некой табакерки, которая завершается крышкой в виде шлейфа дымки над ней. Все это создает образ восточных курительных комнат и коррелируется с известным брендом OPIUM.

BLISS – блаженство. В семантике формы флакона заложено движение складок шелковой простыни, которые нежно наплывают, словно волны, одна на другую. Аромат этого запаха создает атмосферу свидания после долгой разлуки.

JETTY – пристань. Мужской брутальный аромат. Создан специально для путешественников, которые легко меняют маршруты, но всегда возвращаются в свою гавань к родной пристани. Это нашло отражение в композиции флакона: его нижняя прозрачная часть – это морская ода. А тело и укупорка символизируют пирс с швартовым канатом.


BOYAR и BOYARYNIA – это комплексный проект, который создан для европейского рынка, как сувенир из России. Продается в Германии.

SIGURD – Викинг и воин. Настоящий нордический парфюм для мужчины, умеющего отстаивать свои позиции в неравной борьбе. Все атрибуты этого древнего персонажа отражены в дизайне. Даже упаковкой флакона стал кожаный мешочек, который викинги носят на поясе в своих дальних походах.

Black square – черный квадрат, загадочная душа. Все ассоциации с авангардом Малевича не приняты во внимание – здесь царствует дизайн вне традиций вне законов. Риск – наше все!

IGOR GULYAEV. Игорь Гуляев – знаменитый кутюрье, стремительно и бескомпромиссно ворвавшийся в жизнь модной индустрии. Его клиентами стали мировые звезды шоу-бизнеса, политики, бизнесмены списка FORBS.

«Русская душа» – парфюмерный бренд, посвященный Имперской истории России.

«Майя Плисецкая» – парфюм и флакон посвящены мировой звезде балета Майе Плисецкой и Пьеру Кардену (он, кстати, является Почетным профессором нашего университета), в платьях которого она выступала и носила его коллекции в жизни. Он был ее личным кутюрье, и их дружба продолжалась всю жизнь балерины.

Ректор РГУ им А.Н. Косыгина Валерий Белгородский знакомит с работами нашей лаборатории брендинга и дизайна официального наследника Пьера Кардена – дизайнера Родриго Басиликати.


Авторы: Белгородский В.С. ректор Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина; Александров А.Д., доцент кафедры «Информационных технологий и компьютерного дизайна»; Куртова К.Г. преподаватель кафедры «Промышленного дизайна».

Использованные источники: fragrantica.ruparfum.vintagetorg.combeautyinsider.rustyle.rbc.rukulturologia.ru.

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться