Что предлагает Венецианская биеннале-2019
культпоход

Биеннале в Венеции: состязание в искусстве

С 11 мая по 24 ноября Венеция принимает у себя самых ярких и знаковых представителей современного искусства. Венецианская биеннале – что-то вроде чемпионата по искусству; пусть не единственного в мире, но одного из самых признаваемых и посещаемых.

Начав свою историю в 1895 году, выставка обрела особый размах и признание после войны, когда здесь выставлялись Анри Матисс, Макс Эрнст, Поллок, Раушенберг… И сегодня страны в своих национальных павильонах представляют художников – в широком смысле этого слова, которыми они гордятся, которые вызывают наибольший интерес, а иногда – ожесточенные споры. Приз вручается как национальному павильону, так и отдельным персонам. Параллельно с выставкой Венеция эти полгода живет особенно насыщенной жизнью – круглые столы, образовательные мероприятия, мастер-классы и встречи…

О том, что предлагает Венецианская биеннале-2019, в нашем сегодняшнем материале.

В этом году биеннале обещает быть особенно дерзкой и современной – ее будет курировать Ральф Ругофф, несколько лет назад заявивший, что искусство прошлого во многом мертво, и в музеях сейчас любуются «разлагающимися телами».


Ругофф, например, изрядно сократил число участников – едва ли не в два раза по сравнению с прошлыми выставками: в этом году увидеть можно будет работы 79 художников. При этом основная выставка будет состоять из двух частей: один павильон (включающий национальные) разместится в садах Джардини, второй – в Арсенале. И художники выполнят по два разных проекта – для каждой из локаций.

Уже около 50 лет каждая биеннале имеет свою тему, имеющую отношение к искусству или событиям в мире. Ее выбирает куратор, и в данном случае Ругофф взял за основу выражение May You Live in Interesting Times («Чтобы вы жили в эпоху перемен»), которое долгое время ошибочно приписывали Конфуцию. Он убежден: задача искусства не в том, чтобы спасти мир – это невозможно, но оно способно показать варианты существования в нем.

Еще одно новаторство Ральфа Ругоффа – участие в выставке только ныне живущих художников, причем порядка трети из них родились в восьмидесятые годы.

Вот лишь несколько самых ярких представителей современного искусства, чьи работы будут представлены на Венецианской биеннале-2019.

Нджидика Акуниили Кросби. Сегодня это самая дорогая художница в мире (из тех, что родились после 1980 года). The New York Times в прошлом году назвал ее женщиной года.



В своих работах Нджидика Кросби осмысляет опыт человека, осваивающегося на новой родине и пытающегося сохранить свои культурные традиции. В Венецию Кросби привезет живописные работы, дополненные коллажами из газет и журналов, где освещаются проблемы расизма.

Занеле Мухоли. Фотограф-документалист, защищающая права гомосексуалистов.

Участница многих выставок, обладательница премий и наград, она по-прежнему сталкивается с непониманием и неприятием.


Так, например, министр искусства и культуры ЮАР Лулу Кингвана назвала ее работы безнравственными, оскорбительными и подрывающими национальное единство. «Я думала, что прежде чем совершать поступки, люди думают и задают вопросы. Я хотела диалога», – отреагировала на это художница. В Венецию Мухоли привезет свой знаменитый автопортрет с зеркалом.

Генри Тейлор.


Американского художника прославили яркие полотна, на которых он изображал не только звезд и своих друзей, но и пациентов психиатрической клиники, где он работал. Именно такую серию он и привезет на биеннале.

Джулия Мерету.



Художница, которая считает, что у нее две родины, Африка и США, покажет зрителям свои необычные многослойные работы: в их основе лежат фотографии, на которые наносится рисунок вначале аэрографом, а затем еще и от руки.

Что касается павильона России, в этом году курировать его будет не конкретный человек, а целый музей, а именно Государственный Эрмитаж при поддержке ЦУМ Art Foundation. В этом году внимание мировой музейной общественности приковано к имени Рембрандта в связи с 350-летием со дня смерти. Поэтому павильон России взял за точку отсчета жемчужину Эрмитажа – полотно великого мастера «Возвращение блудного сына».

Режиссер Александр Сокуров вместе со студентами Института им. И.Е.Репина в мастерских исторического комплекса Петербургской академии художеств создали интереснейшую мультимедийную инсталляцию, которая является одновременно воспроизведением известного на весь мир зала Эрмитажа и мастерской художника, где рождается чудо искусства.

Частью экспозиции стало произведение театрального художника Александра Шишкина-Хокусая «Фламандская школа» с вырезанными из дерева движущимися персонажами великих полотен.

Многообещающим будет и павильон Украины, за который отвечает «Открытая группа».

Этот союз художников отдает предпочтение не скульптуре, картинам и даже не инсталляциям, а отвлеченным вещам, которые они называют своей «лабораторной работой». На биеннале они привезут… самолет. Самое большое грузовое воздушное судно в мире "Мрія" (в переводе с укр. "мечта") поднимется над Венецией и на несколько секунд закроет своей тенью сады Джардини, где, собственно, последние сто лет и проходит знаковая выставка.


Что касается жюри, его в этом году возглавит директор берлинского музея Мартин-Гропиус-Бау Стефани Розенталь. «Золотые» и «Серебряные львы» найдут своих обладателей 11 мая в рамках официального открытия биеннале.

Фото
fadmagazine.com, artlyst.com, si.edu, trbimg.com, csuphoto.files.wordpress.com, stevenson.info, painters-table.com, turkagram.com, whitecube.com, workflow.arts.ac.uk, instantloveland.com, pinchukartcentre.org, theartnewspaper.ru, kino-teatr.ru

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться