Профессия архитектора – это творчество, но еще и каждодневный труд, общение с заказчиками, постоянное обучение… Опишите вкратце ваш путь в профессии: почему вы ее выбрали?
Я с детства рисовала – много и увлеченно. Обожала историю и мечтала стать археологом. Но однажды, учась в 9 классе, я попала на экскурсию на архитектурный факультет для школьников… Интересные педагоги, захватывающие проекты студентов, эффектные рисунки, эскизы, макеты и увлекательные рассказы о работе архитектора – все это оказало на меня настолько сильное впечатление, что наутро я проснулась с окончательно сформулированным решением: «Хочу проектировать и строить красивые дома! Хочу заниматься реконструкцией!»
Учиться было очень интересно. Я настолько сильно погрузилась в процесс, что учеба занимала все 24 часа в сутки. Я очень благодарна нашим педагогам и своим наставникам их труд: знания, интеллект, этика и честь архитектора были заложены в нас со студенческой скамьи. И сегодня, когда люди в ответ на вопрос о твоей профессиональной деятельности слышат гордое: «Я – архитектор», в их глазах загорается искра восхищения и неподдельного интереса. Они смотрят на нас, представителей этой профессии, почти как на Богов. Здесь, конечно, есть доля юмора, но я считаю, что архитектор – это человек, который может все!
Что вас больше всего привлекает в ландшафтном дизайне и архитектуре? Какие цели вы перед собой ставите? Есть ли у вас мечты, которые вы стремитесь реализовать в профессии? Где вы черпаете вдохновение?
В ландшафтной архитектуре меня сразу привлекли размах и объем территорий под проектирование. Структура генплана участка, организация и направление пешеходных и дорожных потоков, замысел неожиданного и интересного сюжета, раскрытие пространств и внесение в ландшафт неоднозначных и эффектных элементов в виде скульптур и форм, фигур, а также ни с чем несравнимое ощущение от того, что ты создаешь комфортную среду для человека – все это захватывает сразу и навсегда!
В каждый новый проект всегда стараешься внести что-то новое, придумать что-то креативное, будь то направление воды или структура стриженного газона в комбинации с галькой и декоративной щепой, световой сценарий или декоративный эффект от садовых аксессуаров. Если посмотреть внимательно на современные решения в фасадах зданий и общественных интерьерах, можно предложить заказчику стильное оформление сада или территории как продолжение общей концепции. Много актуальных и интересных решений можно получить за счет продуманных цветовых и световых решений освещения, например, в виде линий пучка света или светящихся деревьев и кустарников!
Вдохновение я нахожу как в современных решениях архитектуры и тенденциях, так и в классических решениях застройки. Можно также продумать структуру сада на основе исторических принципов планировки (партерные решения и зонирования участков, осевые композиции и симметричные размещения зон). Прекрасные современные решения садов можно посмотреть у японцев! Очень много неожиданно интересных по замыслу ландшафтных инсталляций можно увидеть на международных выставках: от монохромной геометрической направленности до ярких садовых скульптур в стиле поп-арт!
Дизайн ставит перед собой множество задач, причем не только эстетических, но и практических. Что, по вашему мнению, первостепенно в ландшафтной архитектуре вообще и ландшафтном дизайне – в частности?
Эстетика, красивый, структурированный и грамотный генплан, который мы закладываем при проектировании, должны работать в первую очередь на владельца и отвечать его потребностям. Например, в дождливую погоду должен хорошо работать дренаж: вода не должна застаиваться на газоне. Красивый рисунок покрытий дорожно-тропиночной сети не должен входить в диссонанс с общей концепцией участка и застройки, и при этом брусчатка не должна проваливаться при эксплуатации. Деревья и кустарники, помимо декоративной функции, должны нести и другую – создавать микроклимат на участке и при этом гармонично сочетаться с другими растениями (например, теневыносливые растения типа папоротника не должны быть в диссонансе с садовыми розами). Освещение территории должно быть устроено так, чтобы существовал красивый световой сценарий, и при этом не было темных, мрачных пятен в саду. Зонирование территорий должно быть подчинено логическому здравому смыслу и не создавать ощущения нерационального решения участка (от неверно рассчитанного радиуса проезжей части или узкой пешеходной дорожки до грубой геопластики рельефа с мощными подпорными стенами). Все должно быть уместным и логически оправданным.
Какие тенденции развития ландшафтного дизайна существуют сейчас в мире? А в России? Как вы к ним относитесь? Появилось ли что-то принципиально новое в ландшафтном дизайне за время вашей профессиональной практики?
Сегодня, на мой взгляд, в России мало интересных фестивалей и выставок, которые пропагандируют высокую культуру ландшафтного строительства и дизайна. Те выставочные площадки что есть сейчас – Мезонин, Парад Садов на ВВЦ – не настолько обширны, чтобы показать все возможности российских и зарубежных дизайнеров. Фирмы не хотят участвовать в этих событиях из-за дороговизны мест, узкой тематики выставок или неинтересной подачи темы организаторами, а также боязни неадекватного мнения, оценок жюри и нежелания принимать участие в экспериментах.
О тенденциях скажу кратко:
- ставка идет на авторские ландшафтные сады, а не унифицированное понятие «ландшафтный дизайн»;
- происходит четкая градация на ландшафтных дизайнеров и ландшафтных архитекторов, на инженеров садово-паркового искусства и озеленителей-исполнителей и т.д.
- появляется больше информации по новым технологиям, выставкам и тематическим фестивалям;
- при большом количестве фирм, предоставляющих услуги в сфере ландшафтного дизайна, конкуренция в профессиональном, качественном проектировании и разработках авторских проектов удивительно низкая.
Как вы считаете, чему российские ландшафтные дизайнеры могли бы поучиться к иностранных коллег, а чему могут их научить?
Сегодня, в век высоких скоростей, сократился путь от теории до практики, но набор основных дисциплин, обязательных к изучению и применению, остался неизменным. Фундаментальное образование, лекции и выработка основных навыков и знаний – этому учат в России. А за границей, на мой взгляд, больше проводится практической работы, исследований, так сказать «на кончиках пальцев». Там проходит больше модульной работы, студентам дают более обширные знания по специальным предметам с упором на практические занятия. При работе специалиста в России срабатывает фундаментальное, академическое образование – что немаловажно, но, если рабочий процесс предполагает и практическую работу, выручает наработка знаний, полученных за границей. Я считаю, что ландшафтный специалист должен обладать как базовыми знаниями, так и практическими наработками. При этом желательно хорошо разбираться в организации и экономике такого непростого бизнеса, как ландшафтный дизайн.
Сейчас чуть ли не каждый день появляется информация о разнообразных новинках в области ландшафтной архитектуры и дизайна. Что вы думаете на счет современных технологий и инновационных материалов?
В любой отрасли, бесспорно, есть инновации! Спецтехника для посадочных работ деревьев «крупномеров» – от выкопки в питомнике до доставки на объект; множество удобрений и специальной химии для обработки от вредителей и для успешной и быстрой приживаемости посадочного материала; различные садовые инструменты и разнообразные модели газонокосилок – от легкой до предназначенной для фигурной стрижки газонов; декоративный мульчирующий материал, разнообразный по качеству, цвету и фактурам. Нельзя не упомянуть и светодиодные решения по освещению для сада: существует выбор для любого стиля и сценария освещения!
Популярен ли ландшафтный дизайн в нашей стране? Опишите портрет вашего заказчика.
На мой взгляд, тема ландшафтного дизайна популярна во всем мире! По-моему, нет людей, равнодушных к природе и ее окружению. В России менталитет заказчика в этом вопросе ничем не уступает европейскому: россияне тоже заказывают закладку газона с автополивом, приветствуют интересные решения с водными сооружениями, охотно идут на эксперименты по декоративному оформлению сада и разнообразие в посадочном материале. Я считаю, что не бывает сложных или трудных заказчиков или проектов, ведь всегда можно договориться и предложить интересное и неоднозначное решение. Тут играет роль профессионализм специалиста. Креативные и интересные решения приветствуются всегда!
С чего вы обычно начинаете работу над проектом?
Анализ ландшафта, территории и ее инсоляции; изучение состава почвы и грунтов; топосъемка.
Что является самой распространенной ошибкой в ландшафтном дизайне?
Думать что это – дизайн.
Наверняка случается так, что клиент, вдохновленный предстоящим проектом, начинает хотеть все и сразу, и иногда его пожелания могут не совпадать с реальными возможностями. Что может требовать клиент от ландшафтного дизайнера, а чего нет?
Приступая к работе над проектом с последующей реализацией, я всегда смотрю на ход строительства и состояние производства дел на участке заказчика. Исходя из этого я формирую цикл работ и сроки по реализации с учетом климатических требований, высадки посадочного материала и закладки газона, цветников и т.д.
Всем известно, что деревья «крупномеры» хвойных пород высаживаются только зимой, а закладка газона происходит только в теплое время года. Некоторые из многолетних цветов высаживаются только весной, а некоторые – исключительно осенью. Закладка фундамента сада – дренажные или бетонные работы, прокладка трасс под электроосвещение и вертикальная планировка тоже требуют времени и осуществляются в рамках последовательности работ. При геопластике рельефа, в зависимости от объема, мы стараемся пропустить одну – две зимы, чтобы прошла естественная осадка грунта и сформировался рельеф. Затем уже можно вести дальнейшие этапы работ. Проходит год, и сад понемногу начинается преображаться, оживать, формируется его атмосфера, и он начинает жить своей жизнью.
И в этот момент какое-то дерево может погибнуть – смиритесь! Это живая природа, и такие исходы вполне закономерны. Ландшафтные архитекторы, как и биологи-садовники, стараются создать максимально зеленую среду для заказчика, но не смогут предугадать капризы природы. В таких случаях происходит замена посадочного материала, но никак не по вине специалиста. Даже если ландшафтная фирма завершила работы, сдала все «под ключ», нужно время, и это не год и даже не два. И когда приживутся деревья, и зацветут высаженные многолетние цветы, кустарники начнут приобретать форму, тогда уже можно делать выводы, стал ли участок садом мечты заказчика.
Есть ли у вас какие-то любимые приемы в оформлении ландшафта? Какие материалы вы предпочитаете использовать?
Я очень люблю при проектировании продумывать концепцию и структуру территории именно со сценарными решениями – освещение и газон вкупе с галькой и валунами – как акцент. Также мне нравится стилизация органичных садовых решений – люблю японские сады с их прудами и карпами, перголами и чайными домиками вкупе с пейзажными английскими парками. В каждом проекте я стараюсь закладывать решения с водоподготовкой в той или иной степени: пруды, ручьи с маршрутами по всей территории участка или по возможности свой пруд для купания! Более кратко: свет, вода и галька. Графика ландшафта, которая получается при правильном сопряжении этих материалов, изумительная!
Когда, по вашему мнению, необходима геопластика? В чем основные преимущества этого популярного приема?
Геопластика – это серьезный, но очень рациональный прием при формировании и закладке рельефа территории. При предварительно проведенной топосъемке участка и работе инженера- «вертикальщика», можно рассчитать объем грунта на вывоз и распланировать территорию так, что грунт, оставшийся от копки котлована, может пойти на формирование текущего рельефа. Получается сразу в «плюс» два момента: экономятся значительные средства заказчика на технику и создается геопластичный рельеф по задумке ландшафтного архитектора! Бесспорно, совместно решается и учитывается ряд вопросов: осадка грунта и формирование рельефа по запроектированным отметкам, первичные дренажные работы.
Вы работаете только в России или за границей тоже? Есть ли разница между отечественным и зарубежным рынком?
В области ландшафтного дизайна я работаю с 1996-го, и в те годы в России сеть питомников растений только развивалась. Сегодня же их множество! Закладка и завоз качественного европейского материала и выращивание своего позволило нашим российским специалистам идти в ногу с зарубежным рынком. Растения, выращенные в российских питомниках, уступают зарубежным по внешним данным, но они гораздо лучше приспособлены к местному климату. Российские ландшафтные дизайнеры и архитекторы держат руку на пульсе профессиональных событий, посещают множество мировых и европейских выставок и даже принимают в них участие, завоевывая призовые места! Поэтому никакой разницы с мировым рынком специалистов в этой отрасли не вижу. Работаю на внутреннем рынке, но если поступит предложение о совместной работе за рубежом – не откажусь.
И напоследок: какое будущее ждет ландшафтный дизайн в России? И какие есть «подводные камни»?
Ландшафтный дизайн в России активно развивается и идет вперед. На мой взгляд, эта сфера рассматривается многими строительными компаниями как одно из направлений бизнеса, где ландшафтные работы по благоустройству должны выполняться в комплексе с общестроительными. И, если не считать городские парки и территории, то список компаний, предоставляющих услуги в сфере ландшафтного дизайна, растет, поэтому барьеров особых в выходе на рынок тут нет. Вопрос встает лишь в поиске клиентуры и заказов, однако в этом я тоже не вижу сложностей: сейчас почти каждый городской житель владеет загородным домом или дачей, активно строятся коттеджные поселки, и услуга в этой сфере достаточно востребована.
Самая серьезная проблема в данном секторе – кадры! Нужны ландшафтные архитекторы, инженеры садово-паркового искусства и ландшафтного строительства. Данной специальности в России в профильном вузе чуть больше 10 лет, а это значит, что у выпускников и специалистов пока наработано мало опыта. Если говорить о массовых курсах по ландшафтному дизайну, то они выпускают людей низкой квалификации. И на этом уровне не все способны делать «как лучше», а делают «доступный» дизайн, который искажает истинный смысл садово-паркового искусства в целом. Поэтому отсутствие специалистов и их низкая квалификация приводят к низкокачественному результату на выходе.