Сегодня Рубен и Кира Канаян являются ведущими экспертами и практиками в области розничной торговли и коммерческой недвижимости. Они основали ГК «Kanayan Retail&Development Consulting», на их счету участие в проектах более 150 торговых центров и многофункциональных объектов, 45-ти розничных сетей, а также более 600 магазинов различной специализации в 12 странах. Архидом поговорил с архитекторами об их годах учебы в МАрхИ: они были выпускниками легендарного курса в 1993 году.
Расскажите, пожалуйста, об учебе в МАРХИ. Как вы стали архитекторами?
Рубен Канаян: Я учился в Московской Средней Художественной школе при институте имени В. И. Сурикова (ныне Московский Академический Художественный лицей Российской академии художеств). Во время обучения больше интересовался архитектурой и градостроительством, чем изобразительным искусством. По окончании школы несколько месяцев работал редактором во Всесоюзной Книжной палате, запоем читал авторефераты, связанные с архитектурой, градостроительством, регионалистикой. Потом попал в армию и два года проработал на военном заводе, прошёл практически все его участки (этот опыт очень пригодился мне в понимании важности функционального зонирования). После армии я год проработал выпускающим инженером в издательстве "Финансы и Статистика", и, наконец, поступил на подготовительное отделение МАРХИ. К этому моменту я уже накопил опыт сочетания академического художественного образования и практических знаний работы производств, на которых к моменту поступления в МАрхИ успел проработать в сумме больше трёх лет.
Кира Канаян: Я тоже училась в художественной школе, поступать в архитектурный институт решила когда мне было только 13 лет. Мне всегда было интересно создавать и придумывать то, чего еще не было. А также решать сложные задачи.
Это удивительное чувство, когда приходишь в здание, которое ты придумал, и идешь по помещениям, которые лично спроектировал. Мы занимаемся проектами торговых центров и многофункциональных комплексов, которые меняют к лучшему жизнь людей в районе и даже в целом городе. Туда приходят не только за покупками, а проводить время, познакомиться с парнем или девушкой, продемонстрировать свои парадные наряды и даже отмечать свадьбы и юбилеи. Многие современные магазины и центры, в проектах которых мы участвовали, были первыми в разных городах России, а также в Армении, Грузии, Казахстане, Украине, Кыргызстане.
Также было очень много нестандартных проектов редевелопмента и реконструкции объектов в торговые центры – промышленные объекты, исторические здания, недостроенное здание театра и даже бывшее здании тюрьмы. Все эти проекты требовали высококачественной концепции и изобретательности.
Так что мои ожидания от работы полностью оправдались – было очень интересно!
Что вы бы изменили в МАРХИ сегодня?
Рубен Канаян: Поскольку я стал студентом, уже будучи довольно зрелым человеком, то моё восприятие предметов обучения со студенческой скамьи до настоящего момента не изменилось.
Что я изменил бы в процессе обучения в МАРХИ сегодня? На мой взгляд, больше информации нужно по инженерному оборудованию и современным технологиям. Обратить внимание на современные тенденции в обществе и экономике, которые, на наш взгляд, серьезно скажутся на архитектуре и градостроительстве. Например, автоматизация и роботизация. Они касаются не только самого процесса строительства, но способны в перспективе кардинально изменить функционал зданий (и жилых, и общественных) и зонирование города.
Очень важными для подготовки будущих архитекторов считаю дисциплины, связанные с коммерческой эффективностью. Из знаменитой триады Витрувия «Польза, прочность и красота» вопрос «пользы» остается наименее знакомым архитекторам, и в курсе обучения он мало освещается. Здание должно быть не только красивым и прочным, оно должно быть экономически эффективным: приносить стабильный доход инвесторам и собственником, быть востребованным на рынке, быть конкурентоспособным не только на сегодняшний день, но и в долгосрочной перспективе. Кроме этого, здание должно вписываться в общую концепцию развития территории (района, округа или всего города), маркетинга данной территории.
Кира Канаян: У нас была дисциплина «Организация строительства», и в общем курсе она занимала незначительное место. Можно сказать, что студенты нашего выпуска после выхода из стен ВУЗа имели весьма смутное представление даже об экономике строительства. Не говоря уже об экономике самих объектов – какие коммерческие задачи ставят заказчики, и каким образом их можно решить. После окончания МАРХИ мы получили второе экономическое образование, и сейчас наша работа неразрывно связана с коммерческой эффективностью объектов. Мы написали несколько книг, в том числе «Проектирование магазинов и торговых центров», которая является настольной для тысяч российских бизнесменов, торговцев, девелоперов. Сейчас ведем свой авторский курс в Высшей школе экономики, а также открытые семинары. По опыту можем сказать, что многие моменты, связанные с экономикой объектов, их прибыльностью, эффективностью инвестиций, являются для архитекторов полным откровением. Видно, что они слышат об этом впервые.
Наполеону приписывают фразу «Дайте волю архитекторам, и они разорят любое государство». К сожалению, мы встречали достаточное количество объектов, которые из-за неграмотного проекта представляют собой загубленные деньги, материалы, время, участки. Объекты должны приносить прибыль, тогда и проектов будет больше, и качество их будет выше. Поэтому очень важно включить в процесс обучения дисциплины по функциональному зонированию, технологиям коммерческой недвижимости, а также экономике городов, геомаркетингу и развитию территорий. В практической работе это будет обеспечивать полноценную интеграцию архитекторов со всеми участниками проектов (инвесторами, пользователями, городскими властями).
Что вам вспоминается из моментов учебы?
Рубен и Кира Канаян: У нас было очень много хороших преподавателей. Они были не только прекрасными специалистами и харизматичными людьми, но и прекрасными учителями. Далеко не каждый хороший специалист может хорошо преподавать. В этом плане нам повезло. Особенно нам запомнились Козлов Михаил Тимофеевич, Бурова Наталья Алексеевна, Байер Владимир Евгеньевич. Лекции В.Е. Байера по предмету «Архитектурное материаловедение» представляли собой яркие шоу с запоминающимися примерами, искрометным юмором, эффектными презентациями.
Особенно хотелось бы выделить Владимира Степановича Кубасова и Георгия Минасовича Чентемирова, которые максимально помогли нам в профессиональном плане и дали много знаний по работе с многофункциональными центрами, конструктивным решениям.
А что ждало вас после выпуска, какие изменения чувствовались в профессии?
Рубен и Кира Канаян: Без сомнения было ощущение свободы, поскольку в эти годы открылись границы. Появилась возможность ездить, своими глазами увидеть храм в Карнаке, Эйфелеву башню, небоскребы Нью-Йорка и многие другие объекты, о которых ранее мы могли только читать.
У нас лично не было страха перед будущим, наоборот, был интерес и надежда. Годы нашей учебы пришлись на период «перестройки» в СССР, поэтому и мы, и многие наши сокурсники уже имели навыки предпринимательской деятельности и опыт самостоятельной работы. На младших курсах мы, бывало, рисовали на улицах в Москве и городах Европы, продавали свои работы, торговали в картинной галерее.
А в последние три года учебы пришлось уже активно зарабатывать на жизнь.
Каковы будущие архитекторы сегодня? Какими вы видите студентов?
Рубен Канаян: Основное различие, которое бросается в глаза - гораздо меньшая, чем в наше время, сбалансированность гендерного состава. В наше время парней было гораздо больше, и многие из них были после армии.
Вторая очевидная вещь – это уровень компьютерной грамотности. В наше время лишь единицы имели опыт работы с графическими программами. Даже окружности и кривые принтеры и плоттеры тех лет выводили не в виде плавных линий, а зубчатой «лесенкой».
Кира Канаян: Еще один любопытный факт – в то время было очень мало готовой одежды, и девочкам-студенткам, которые хотели модно одеваться, приходилось самим шить, вязать, делать аксессуары и украшения. У меня и у моей подруги Натальей Суслиной более 60% гардероба приходилось на вещи собственного изготовления. В их числе были даже такие сложные изделия, как кожаные куртки и плащи, свитера «пэчворк», сшитые из различных кусочков и украшенные бисером. Сейчас это назвали бы авторскими, «крафтовыми» вещами. Архитекторы умели делать руками практически все.
На заглавной фотографии Проект Киры Канаян, Рубена Канаян и Армена Канаян (Группа компаний «Kanayan Retail & Development Consulting», www.usconsult.ru, www.kanayan.biz)