Дизайн, куда ты идешь?
интервью

Дизайн, куда ты идешь?

Автор проекта

Путиловская Марина

Марина Путиловская, давний друг журнала «Архидом», не только знаменитый художник по интерьерам, дизайнер, известный умением создавать изысканные великолепные интерьеры, коллекции мебели, света, тканей и аксессуаров, но еще и известный блогер. Глубоко зная профессию изнутри, тонко чувствуя суть дизайна, Марина Путиловская делится глубоким пониманием тенденций, событий, знаковых процессов в интерьерной сфере. Сегодня мы предлагаем читателям вместе с Мариной Путиловской взглянуть на вектор мирового дизайна через призму впечатлений о Salone del Mobile.Milano.   

«Дизайн, КУДА ТЫ ИДЕШЬ?» – весь мир ищет ответ на этот вопрос. И именно этот вопрос сделала основным новый куратор мебельной выставки Salone del Mobile-2023, ее новый директор Мария Порро – первая женщина, назначенная на эту должность.

Последние годы стали сложнейшими для итальянской мебельной промышленности. Неопределенность и постоянные отмены и переносы выставок 2019, 2020 и 2021 года – значимых инструментов продаж и продвижений брендов – поставили отрасль в очень сложную ситуацию. Президент Salone del Mobile.Milano Клаудио Лути планировал сделать выставку 2021 года самой масштабной в истории, совместив со всеми возможными биеннале – Euroluce и Euro Cucina, а также выставкой мебельных аксессуаров Workplace3.0, S.Project, SaloneSatellite, Technology for the Kitchen, Salone Internazionale del Bagno. Он назвал iSaloni 2021 «самым ценным инструментом для восстановления промышленности, города Милана и всей страны».

Видимо, не все партнеры были готовы рисковать, поэтому на фоне растущего непонимания Клаудио Лути ушел со своего поста. На его место была назначена Мария Порро. 

«Для меня большая честь взять на себя эту роль в такое жизненно важное и преобразующее время», – сказала Мария Порро.

В своем заявлении Salone del Mobile заявила, что теперь намерена наметить новые стратегии, которые будут «реагировать на потрясения сегодняшнего дня». 

«Наша цель – сильный, единый, всеобъемлющий, устойчивый и творческий Salone del Mobile», – сказала Порро о своем видении выставки. Порро считает, что несмотря на постоянную популярность Salone, изменения необходимы для продвижения вперед всех дизайнерских ярмарок. Такая позиция привела к масштабному пересмотру формата выставки. 

По словам Порро, цель изменений состоит в том, чтобы крупнейшая в мире ярмарка дизайна «не стояла на месте и не жила за счет своего прошлого успеха» после трех лет сбоев, вызванных коронавирусом.

«Идея просто вернуться к нашему традиционному месту в апреле, как будто ничего не произошло, была немыслима. Я и весь совет директоров будем работать над тем, чтобы Салон, как уникальная и незаменимая витрина дизайна, поднимался и отвечал будущим вызовам в отношении устойчивости, цифровизации, исследований, инноваций, творчества и инклюзивности, сохраняя, как всегда, высочайшее качество «Salone del Mobile» и во времена «глубоких перемен». 

И начались перемены… 

Мероприятие Supersalone-2021, организованное архитектором Стефано Боэри, было в сентябре 2021 года открыто для публики, и посетители должны были покупать товары со скидкой, сканируя QR-коды.

Нестандартный формат выставки 2021 года привел к отказу многих брендов от участия. Многие участники были просто не готовы к такому подходу и формату. Узкие стенды с маленьким куском пола и большой стеной стали для многих нерешаемой задачей. Большая часть участников через куар- код просто приглашала посетителей в свои шоу-румы. 

Мария Порро продолжала работать над главными простыми вопросами: «Какова новая роль Салона? Как и с чего начать переосмысление его эволюции?»

В этом году главным вопросом выставки стал Дизайн и его роль в нашей жизни. Дизайн, который не только функционален и красив, но и «способен создавать условия и пространства для хорошего самочувствия, убежище и инклюзивность».

Saloni  отдает приоритет экологической, экономической и социальной ответственности Дизайна перед потребителем. Новые подходы, новые планировочные решения не заставили себя ждать. 

Из четырех ведущих павильонов 1/3 и 2/4, обычно наполненных лидерами итальянской мебельной индустрии и дающими самый большой доход и делающими основные продажи, два павильона были отданы программе Salone Satellite, основанной Марвой Гриффин еще в 1998 году. Это пространство Salone del Mobile.Milano, посвященное взаимодействию между молодыми дизайнерами и бизнесом. В этом году тут были представлены творения 550 дизайнеров в возрасте до 35 лет из 31 страны, а также представителей 28 дизайнерских школ и университетов из 18 разных стран.

Выбор темы для этого выпуска «ПОСТРОЕНИЕ (НЕ)ВОЗМОЖНОГО: Процесс, Прогресс, Практика» был отнюдь не случайным, и работы будущих выпускников были призваны ответить на вопрос «Дизайн: КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ?», с новыми подходами к решению серьезных проблем, которые продиктованы экологическими, экономическими и социальными изменениями в мире. 

Четыре беседы в Euroluce, курируемые Аннализой Россо-Гаэтано Пеше и Круглый стол с директорами некоторых из самых престижных школ дизайна по всему миру – ECAL, Школа дизайна/Миланский политехнический университет, Университет Тонгжи, Академия дизайна Эйндховена, Школа дизайна/Институт Пратта, два круглых стола, организованных Jacopo Acciaro / Voltaire Lighting Design при поддержке IALD, AIDI и APIL... Встречи, организованные компаниями, презентация двух новых редакционных проектов – Door и Bookazine AD China. Инсталляция, курируемая архитектором Рикардо Белло Диасом, долгожданная премия Salone Satellite Award, которая проводится уже в 12-й раз, премия Róng Design Award – все основные события выставки были посвящены молодому Дизайну.

Наряду с Euroluce Salone представлял и четыре выставки, кураторами которых являются архитектор Массимо Курци, стилист интерьеров Мартина Санзарелло и кураторы Маттео Пирола и Микеле Кальзавара, а также инсталляции в Salone Satellite и серию докладов – на площадях Милана, спроектированных итальянской дизайнерской студией Formafantasma.

Среди докладчиков на ярмарке – японский архитектор Сигеру Бан, дизайнер из Нью-Йорка Нао Тамура, норвежская архитектурная фирма Snohetta и пекинская фирма MAD Architects.

Много внимания было уделено и школам дизайна. Школа POLI.Design, факультет дизайна Миланского политехнического университета, придумал мультимедийную систему, которая через цветную линзу, рудиментарный слуховой аппарат и пол, оклеенный QR, призван ответить на вопрос «Дизайн: КУДА ВЫ ИДЕТЕ?»  

DAE, Академия дизайна Эйндховена, показала экспериментальное радио в прямом эфире, которое будет транслировать дебаты, организованные студентами, на протяжении всего Salone del Mobile.Milano

Колледж дизайна и инноваций Университета Тунцзи представил проект Endless Form, созданный профессором Чжан Чжоуцзе, который использует высокие технологии и алгоритмы для создания объектов дизайна.  

ECAL/Ecole Cantonale d’Art de Lausanne при Университете искусств и дизайна Лозанны демонстрирует четыре проекта, разбросанных по всему городу.

Институт Пратта в Нью-Йорке сосредоточился на пяти словах, каждое из которых интерпретирует свое значение: «позволяет», «расширять возможности», «подключать», «очеловечивать» и «поддерживать».

В этом году победителем премии Salone Satellite Award стал Хонока из Японии за его Tatami Refab, сочетающий переработанный материал татами и 3D-печать. Второй приз достался гонконгской студии Ryte за табурет Triplex, изготовленный из льна, устойчивого древесного волокна. Третье место досталось компании Ahokpe + Chatalin, представленной на SaloneSatellite as Belgium is Design, за гамак Kudoazò, изготовленный из переработанной ткани, сотканной в Бенине

В этом году три специальных упоминания Salone Satellite Award  были присуждены Хоакину Ивану Сансоне за его тростниковый табурет Junki; Weonrhee за небольшой стол Primitive Structure и Фрагментарио – за проект Avocado Seed Brick.  

Этим трем специальным упоминаниям также была присуждена премия Róng Design Award, состоящая из месячного пребывания в библиотеке дизайна Rong в районе Юйхан города Ханчжоу в Китае. 

«Мы работали над тем, чтобы придать новую форму предложениям и видениям, которые возникли у нас в последние годы, начиная с фундаментальных вопросов: Какая новая роль для такого события, как Salone? Как и с чего начать планировать его эволюцию?» – говорит президент Мария Порро. В этом году на Салоне произошли метаморфозы, направленные на переосмысление концепции выставки. Конечно, пришлось отказаться от старых концепций и планировок. Как результат – многие классические фирмы отказались от участия в выставке, предложившей им места рядом с молодыми и иностранными дизайнерами.

И сегодня классическая итальянская мебель почти не представлена в павильонах, а редкие стенды с предметами классики стоят на дальних линиях от входа. 

Насколько оправданы будут такие подходы в финансовой сфере, мы узнаем позже, ведь основные деньги выставке приносят не молодые дизайнеры, дотируемые выставкой, а крупные производители итальянской мебели, большинство которых не выставили сегодня новых подходов или моделей, а некоторые даже отказались от участия в новом формате.

«Мы выбираем партнеров, стратегии которых основаны на искренней заботе о людях и планете, и предлагаем принципы экологически безопасных выставочных установок, распространенные среди компаний-экспонентов в прошлом году», – пишет Порро. 

В этом году в ярмарке приняли участие 2000 постоянных и будущих экспонентов, 30 процентов из которых – международные дизайнеры. Несмотря на увеличение количества глобальных выставок дизайна в последние годы, Миланский Salone все еще остается крупнейшим событием в отрасли.

«Salone не может стоять на месте и жить за счет своего прошлого успеха, – говорит Порро. – Salone всегда был свидетельством необычайной любознательности, готовности и открытости к сравнению, а также огромного желания и способности совершенствоваться, внедряя новаторские объединенные формулы».

После выпусков Salone 2021 и 2022 годов, которые были посвящены темам устойчивого развития, ярмарка получила сертификат ISO 20121 и присоединилась к Глобальному договору ООН, добровольному предприятию организаций, стремящихся к более устойчивым практикам.

«Salone прилагает усилия для поиска производителей переработанных и повторно используемых материалов  и будет стремиться регенерировать потребляемые ресурсы и поглощать образующиеся отходы», – заявила Порро. 

Конечно, весь мир понимает, что именно дизайн сегодня решает все. И именно от уровня высококлассного мирового дизайна зависит успех новых коллекций. 

«Дизайн – куда ты идешь?» – получим ли мы сегодня ответ на этот вопрос от Марии Порро и Saloni?

Автор статьи

Путиловская Марина

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться