Ирина Богатикова, арт-консультант и дизайнер интерьера с 24-летним опытом, рассказывает о том, для чего нужны и как создаются коллекции современного искусства.
В нашей стране сейчас становится всё больше любителей искусства. Резко возрос интерес к совриску. Все больше людей стали приобретать предметы искусства. Но далеко не все покупки превращаются в коллекции. Расскажу, какой путь проходит коллекционер и поделюсь примером создания двух частных коллекций для своих клиентов.
Фото: Ирина Богатикова
Почему людей интересует искусство?
Искусство было важной частью человечества с начала его истории, оно было первым языком общения в ранних цивилизациях. Искусство позволяет понять окружающий нас физический и метафизический мир. Произведения искусства вдохновляют, формируют мышление, а также задают многие вопросы, которые мы сами не готовы были открыть для себя.
Искусство важно изучать, потому что оно отражает время. Оно способно менять окружающий мир наравне с наукой. Изучать искусство – такая же фундаментальная необходимость, как изучать основы наук.
В настоящее время появился новый тренд в саморазвитии – духовный рост через познание мира с помощью искусства. При этом искусство ничего нам не навязывает, но дает возможность переосмыслить происходящее, посмотреть с другой стороны на многие фундаментальные вещи.
Для чего люди приобретают искусство?
Большинство отвечают, что хотят украсить дом или другое помещение (75 %), затем следуют желание найти вдохновение (70%), стремление собрать коллекцию (55 %), поддержать художников (50 и 40%). 35% респондентов используют искусство в качестве инвестиций, 25% обращаются к искусству при покупке подарков. Есть те, кто планирует передать предметы искусства публичной художественной институции (10%) или клиенту (7%).
Как мы видим, не все покупатели стремятся создавать коллекции.
Какие предпосылки к созданию коллекции должны сложиться, чтобы она состоялась?
Предметы искусства могут быть приобретены разово, исключительно для улучшения интерьера дома или офиса. В одном случае, это «цветовые пятна», хорошо вписанные в интерьер.
В другом случае, это предметы искусства, вдохновляющие владельца – ему нравится и визуальная составляющая, и сюжет, и смыслы, заложенные в работу автора.
Есть собиратели искусства и коллекционеры.
Люди вдохновляются и начинают собирать все подряд: «а мне нравится!», картина красивая, я её беру.
Это очень хороший знак: вы почувствовали себя уверенно, имеете собственное независимое мнение, берете на себя ответственность приобрести и позиционировать свои приобретения. На этом можно и остановиться.
Но это ещё не коллекция. Среди профессионалов такое «собирательство» считается ошибками первого этапа формирования коллекции. Длится полгода-год, в зависимости от количества покупок. Этот этап можно миновать, если обратиться к грамотному арт-консультанту и вместе с ним начать работать над коллекцией.
Так чем же отличается коллекционирование от собирательства? Коллекционирование предполагает сбор, изучение и систематизацию материала, благодаря чему оно принципиально отличается от простого собирательства.
Коллекция – это собрание, которое объединено идеей.
Через полгода-год у вас возникнет понимание того, что вам нравится. Начинают появляться идеи, через призму которых вы станете рассматривать свою коллекцию.
Вам нравится современное или остро актуальное искусство, вам нравятся шестидесятники или классика, а из классики предпочтительны пейзажи, или эмоциональные портреты или что-то другое.
Возможно, вам нравится определенный художник, и вы хотите собрать разные его работы, всех периодов творчества. Исследовать, как рождалось его творчество, какой опыт он прошел, из чего складывались его работы. Из всего этого у вас складывается многомерная картина творчества, определенное исследование.
Этот интерес побуждает вас приобретать, рассказывать, общаться и открывать другим эти удивительные вещи. Очень увлекательная история!
Инвестиции в искусство
Это направление уводит нас в сторону от настоящего коллекционирования, так как роль инвестора отличается от роли коллекционера. В каждом периоде творчества есть более удачные работы автора, и менее ценные, порою вовсе неудачные. Есть ликвидные, востребованные и невостребованные в силу разных причин.
Также и сами периоды творчества автора могут быть удачными и «обычными». Для инвестора важно покупать наиболее ликвидный, наиболее дорогой период художника.
Например, ранний Немухин (до 2000 х годов) инвестиционно интересен. Работы 90-х годов вызывают пристальный интерес и быстро продаются, а более поздние периоды ценятся гораздо меньше.
Лентулов стоит многие миллионы долларов, но в периоде до 17-го года. А после 30-40 х годов совсем другая цена, можно приобрести работы до 30-40 тыс долл., а некоторые и за 10 тыс долл.
Если говорить о современном искусстве, то сложно оценить весь путь: как будет дальше развиваться художник? Здесь работает опыт, интуиция и аналитика многих инвестиционных факторов.
Полноценная коллекция не исключает фактора роста цены, но инвестирование в этом случае имеет второстепенное значение.
Вы собираете полноценную коллекцию, она имеет ценность как цельный объект. Вся коллекция может стать дороже, чем сумма отдельных предметов. Потому что проделана огромная работа интеллектуальная (идея, концепция, исследование), а также организационная (поиск работ, покупка, хранение, управление коллекцией).
Большая часть коллекционеров не афиширует свои приобретения. Эти коллекции известны только узкому кругу профессионалов. Есть случаи, когда такие коллекции продаются другим коллекционерам полностью, а также передаются в дар музеям.
Примеры коллекций мирового значения мы знаем: Щукин, Морозов, и другие русские меценаты.
Третьяковскую галерею основал купец Павел Михайлович Третьяков, Эрмитаж вырос из личной коллекции императрицы Екатерины Великой, а импрессионисты оказались в Пушкинском музее благодаря Щукину и Морозову. Также известны частные коллекции, пополнившие знаменитые музеи: Румянцева, Татищева, Шабельской и других.
В современном искусстве появилось новое направление – пиар и продюсирование собственной коллекции.
Некоторые коллекционеры работают над продвижением своей коллекции, при этом имеют разные цели: повышение собственного статуса, продвижение художников из работ которых состоит коллекция, повышение стоимости на работы этих художников, повышение стоимости коллекции в целом, лоббирование определенных направлений в современном искусстве, иногда это имеет социально-политические цели и т.д.
Искусство может все – быть инструментом пропаганды, выступать мягкой политической силой, а также исторически служить высшим духовным идеалам. А также приносить прибыль инвесторам при грамотном «составе арт-портфеля».
Самые ценные коллекции произведений искусства – это удивительный по красоте и сложности синтез искусств, философии, культуры, науки и истории, соответствующий своей эпохе. Процесс создания коллекций имеет национальные особенности и интернациональную общность.
Продолжение следует
Фото incnews.ru