Обычно под советской мозаикой понимают работы, изготовленные после 1930-х годов. Однако история советской мозаики началась гораздо раньше. Этот вид искусства, действительно, не был очень распространен – отчасти потому, что навевал гражданам страны ненужные ассоциации с украшением храмов, отчасти – потому, что требовал от только встающих на ноги Советов больших ресурсов: экономических, временных, человеческих.
Однако уже к 1925 году стараниями Владимира Александровича Фролова – потомственного мозаичиста, руководителя мозаической мастерской Академии художеств в Ленинграде – на фасаде Киевского вокзала в Москве появились два герба СССР, выполненных в этой технике. По сути, с этой даты и можно вести отсчет истории советской мозаики.
Ну а после того, как мастерская Фролова в 1929-30 гг. оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина, этот вид искусства начал набирать популярность. Мозаичные портреты вождей, сцены из революционных лет, оформление театров и военных академий, разработка новых техник, позволяющих снизить расходы – работы у мастера постоянно прибавлялось. Однако, несмотря на тесные идеологические рамки, он никогда не забывал о художественной ценности мозаик прошлого. Так, когда в Киеве сносили Михайловский Златоверхий собор, Фролову вместе с коллегами удалось перенести мозаики храма в музеи Москвы и Петербурга, тем самым сохранив их для потомков.
Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.
Великая Отечественная война прервала грандиозные труды. А мастер, отправив в Москву свою последнюю работу – мозаики для станции метро «Павелецкая», - умер в блокадном Ленинграде…
В послевоенные годы количество мозаик возросло в разы. Но изменились воспеваемые герои – место рабочих и солдат заняли изображения И.В. Сталина. Сегодня достаточно трудно оценить этот период развития советской мозаикой, поскольку после разоблачения культа личности многие панно были изменены или вовсе уничтожены.
Так, например, немало изменений претерпели мозаичные панно станции «Комсомольская», выполненные группой Павла Корина, откуда пришлось убирать портреты Сталина, Берии, многих членов Политбюро, сводя на нет изначальный замысел автора. А мозаику на станции метро «Новослободская», которая по ряду причин очень не понравилась Н.С. Хрущеву, авторы демонтировать не стали вопреки приказу. Перед ней выстроили фальшивую стену, облицованную мрамором, которую убрали только после смерти Хрущева.
Большое количество панно также воспевали героический подвиг советских людей, завоевавших победу в Великой Отечественной войне.
Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев – космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, - использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.
После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой…
А пока взглянем еще раз на некоторые образцы этого искусства, которое – нет, не умирает, но все же из массовых уходит в камерные формы.
«Карта индустриализации СССР». Карта, выполненная к 20-летию революции, была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней и наглядно отображала достижения советской промышленности.
Панно площадью 26 кв м изготовлено из 45 тысяч пластин, которых 700 каменотесов нарезали день и ночь. Для обозначения крупных городов использовались драгоценные камни, Ленинград обозначался александритом, Москва – рубином и алмазами, Северный полюс – бриллиантом, а столицы союзных республик – изумрудами.
Вестибюль метро «Павелецкая» в Москве.
Фриз из четырех частей включает натюрморты с фруктами, цветами, овощами и хлебом, впереди которых помещена гирлянда из цветов и листьев. Барельеф Сталина из бронзы, украшавший подземный зал, позже заменили на мозаичное изображение мужчины и женщины.
Мозаики станции «Белорусская» в Москве. По рисункам Г. Опрышко были выполнены восьмигранники, изображающие герб республики, сцены из партизанского движения, картины мирной жизни и т.д., дополненные национальными орнаментами, выполненными из мрамора и смальты.
Интересно, что на одном из панно героини вышивают Орден трудового Красного знамени – им заменили портрет Сталина, присутствующий на мозаике изначально.
Станция метро «Киевская» в Москве украшена 18 мозаичными панно, по которым можно прочитать историю Украины.
Победа в Полтавской битве, Богдан Хмельницкий и Тарас Шевченко, Пушкин на Украине – мозаика рассказывает о великих событиях в истории двух народов.
Портрет Владимира Маяковского на станции метро «Маяковская», Санкт-Петербург. Был создан Юрием Могилевским в 1967 году. Стены зала украшены смальтой ярких цветов. Портрет поэта создал художник, который не был мозаичистом, а работал преимущественно в эстампе.
«Я понял: в портрете должно быть выражено самое главное, человеческое и творческое кредо поэта: «Светить всегда, светить везде!». Тогда и родился портрет, где в неистовой схватке черного и белого раскрылся этот замысел», - говорит Могилевский.
Мозаика ТЮЗа имени Брянцева,Санкт-Петербург. Ее автор Андрей Мыльников возглавлял мастерскую монументальной живописи Института им. Репина.
В шестидесятые годы Мыльников был заметнейшей фигурой, повлиявшей на становление монументального отечественного искусства. Многие мозаики Ленинграда были созданы его мастерской, а ученики мастера продолжили его дело в разных городах страны.
Серия мозаичных панно в микрорайоне «Восток», г. Минск. Созданная в 1978-1979 гг. серия из четырех панно символизирует значение столицы Белоруссии как города-героя, города культуры, города науки и города-строителя.
В качестве аргумента противники мозаики отмечали, что масштабные рисунки на домах будут отвлекать водителей и чреваты авариями. Но Александр Кищенко сумел убедить всех в своей правоте. Рисунки художника делались в натуральную величину, потом обводились на стене и заполнялись смальтой. Интересно, что прототипами служили реальные люди – например, девушки из народного ансамбля танца.
Автовокзал в Киеве. Совместная работа талантливого архитектора Авраама Милецкого и тандема художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко.
Стандартное здание ожило за счет грамотного использования цвета, живописи, малых форм. «Монументальным бывает самое хрупкое, неуловимое, переменчивое, неприступное для построения — человеческое чувство», - подчеркивала Рыбачук.
Фонтан «Знаки Зодиака» в Алматы. Сам фонтан, созданный в 1980 году, изображает Вселенную и 12 знаков Зодиака, а дно его выложено мозаикой из смальты.
Автор мозаики Владимир Твердохлебов убежден: «Мы всегда пытались преодолеть этот стереотип: якобы художник – тот, кто занимается станковыми видами искусства. А к монументальному искусству относились несерьезно. Но все виды искусства достойны внимания».
Зал внутри монумента Воину-освободителю, Трептов-парк, Берлин. Художник А. Горленко дополнил круглый памятный зал внутри скульптуры Воина-освободителя мозаичным панно. Оно изображает представителей народов СССР, возлагающих венки к месту солдатского захоронения.
Надпись над их головами гласит на русском и немецком языках: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».