В этом году Королевская золотая медаль RIBA была вручена британскому архитектору Николасу Гримшоу. Так Королевский институт британских архитекторов отметил его вклад в развитие современной архитектуры. Его кредо – строить современные вещи, а старым зданиям давать новую жизнь, в духе нынешнего времени, не ища неловких компромиссов между днем сегодняшним и попыткой сохранить историческую среду. О самых знаковых проектах Гримшоу расскажем в нашей статье.
Гримшоу убежден – страсть к инженерии у британцев в крови. Колониальное прошлое, связанное с устройством, например, железных дорог, вторая мировая, заставившая возрождаться из руин минимумом средств и максимумом воображения – все это повлияло на появление в Британии архитекторов мирового уровня. А Николасу Гримшоу еще и повезло появиться на свет в семье инженера и художницы. Так что его путь соединил стези обоих родителей и начался в колледже искусств, затем в Архитектурной академии Лондона. С тех пор Гримшоу создал десятки общественных зданий, позволившие позже назвать его одним из отцов хай-тека. Самому ему не очень нравится этот термин: «Наступило время, когда практически все, что было сделано из металла – корзины для мусора, подставки для ручек и карандашеи?, полки, светильники, – стало подаваться как хаи?-тек. После этого причислять себя к этому движению стало как-то глупо. Для меня же основная идея хаи?-тека заключается в продуманном использовании конструкции? и материалов, понимании того, как элементы сочетаются между собои?, как работают здания».
Вспомним самые знаковые проекты великого британца.
Проект «Эдем». Комплекс оранжерей площадью 22 тысяч квадратов, выполненных в виде геодезических сетчатых оболочек в местечке Сент-Остелл в Корнуолле.



Это экопарк, в котором можно увидеть десятки тысяч растений со всех концов света. Снаружи конструкций находится светонепроницаемый термопластик, позволяющий создать нужный микроклимат. Гримшоу взял за основу шестиугольник как фигуру, которую очень любит матушка-природа (взять хотя бы пчелиные соты или глаза насекомых).
Сегодня узнаваемый облик «Эдема» привлекает кинематографистов, снимающих здесь свои фильмы; кроме того, тут проходят музыкальные фестивали и концерты.
Национальный космический центр Великобритании в Лестере. Включает строения для временных выставок и постоянной экспозиции, а также здание, где можно увидеть ракеты Тор и Европа, – оно само по себе напоминает космический корабль высотой 42 метра.



В центре расположен самый большой планетарий страны. В работе над этим объектом Гримшоу особенно ярко продемонстрировал свою философию – здание должно быть живым организмом, способным меняться со временем. Поэтому часть мембран, из которых состоит здание, сделали подвижными, чтобы строение можно было дополнить.
Реконструкция вокзала Ватерлоо в Лондоне. Необходимость в новом терминале знаменитого вокзала возникла тогда, когда под Ла-Маншем пустили поезд Евростар.


Гримшоу спроектировал терминал так, что его изгибающаяся крыша, которую многие сравнивают с гусеницей, идеально учитывает особенности вагонов и их передвижение на вокзале.
Павильон Великобритании на Expo 1992 в Севилье.


Поскольку этот испанский город является самым жарким в Европе, там Гримшоу использовал солнечную энергию для того, чтобы качать воду, которая, в свою очередь, охлаждала стены здания. В итоге здание получило особый приз за самый низкий уровень расхода энергии среди всех 106 экспо-павильонов.
Фабрика Herman Miller в Великобритании.


Несмотря на то, что строилось это здание как рядовой склад, Николас Гримшоу заложил в него массу возможностей для роста: например, использовал алюминиевые панели, которые в отличие от стекловолокна можно использовать повторно, предусмотрел, что в здании могут появиться новые окна и двери. В итоге строение, возведенное в 1982 году, по-прежнему востребовано и комфортно, причем сейчас здесь размещаются цеха и бюро.
Терминал аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Единственный проект Гримшоу в России. Начиная работу, мэтр сразу уточнил – требуется создать стандартный международный аэропорт или нужно привнести в проект нечто свойственное именно Петербургу?



«В разгар зимы солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, но, когда это вдруг происходит, становится очень живописно: солнечные лучи играют золотыми отблесками на шпилях и куполах соборов, высвечивают детали по всему городу, и я решил, что мы должны как-то воспроизвести этот эффект, – рассказывает архитектор об этом проекте. – Мы внедрили золотистые лопасти в фонари верхнего света, поэтому, когда солнце не высоко, оно попадает на них и распространяет золотистое свечение на весь потолок».
Spine House, Германия. Это единственный частный интерьер, созданный Николасом Гримшоу.

Молодые супруги тратили огромное количество времени и сил на работу, и архитектор помог им создать пространство, где можно полностью отрешиться от забот. «Фишка» этого дома – гостиная, выполненная как труба из дерева, которую хозяева сравнили с блаженной материнской утробой.