Выставка iSaloni в Милане длится всего несколько дней, однако задает тон на месяцы и даже годы вперед, определяя тренды, выстраивая векторы развития сферы дизайна, открывая новые имена…
Мы попросили рассказать российских дизайнеров, работы которых можно было увидеть на выставке в этом году, рассказать подробнее о своих произведениях, и, конечно же, показать их.
Также мы задали вопрос нескольким экспертам в области дизайна, чтобы узнать: как они оценивают представленные в Милане работы, что «зацепило» лично их, чем, на их профессиональный взгляд, отличались продукты, созданные российскими дизайнерами и т.д.
Обо всем этом вы узнаете сегодня из нашей статьи!
Олег Клод и Анна Агапова
Олег Клод и Анна Агапова, создатели люксовой коллекции мебели и света O&A London, представили совместный стенд с компанией ThibaultVanRenne в рамках выставки SalonedelMobile 2019.
Утонченный дизайн и непревзойденное качество коллекции TVR вдохновили Олега и Анну спроектировать миланский стенд в эстетике галереи, представив ковры как художественные полотна.
Пространство галереи дизайнеры дополнили своей авторской коллекцией мебели и света O&A London, в которой они соединили культурные традиции разных стран и эпох, используя ультрасовременные материалы и новейшие технологии.
Подробнее о своей коллекции рассказывают ее создатели:
Что послужило отправной точкой для создания коллекции мебели и света О&A London?
Около 19 лет архитектурное бюро Олега Клодта проектирует интерьеры, которые наполнены индивидуальными изделиями. Аккумулировав накопленный опыт, мы решили создать коллекцию, которая бы восполнила тот пробел, который есть на рынке люксовой мебели. Наша коллекция O&A London – универсальна, она вне времени. Каждый предмет – это арт-объект, который собирает пространство, становясь его центральным элементом.
Минималистские, точные формы предметов из коллекции отсылают то к породистой роскоши ар-деко, то к смелой экспрессивности позднего модернизма, то к строгой линейности баухаусa. Одним словом, главная характеристика этой коллекции – ее эклектичность.
Анна Агапова: «В мире не так много архитекторов, которые занимаются разработкой мебели. Данная коллекция уникальна тем, что в ее основе – архитектурный принцип. Мы не следовали каким-то правилам – мы сами их изобрели и создали мебель, непохожую ни на какую другую. Каждый предмет – единственный в своем роде и не имеет аналогов. Это новая классика – и новый оригинальный стиль».
Олег Клодт: «Я сказал себе: если мы не сделаем это сейчас – кто-то сделает это за нас. Ведь не так часто удается придумать то, что будет актуальным и через 50, и через 100 лет. Я верю, что спустя много лет нашу мебель будут собирать коллекционеры. Моя цель – сделать что-то «на века», как в старые добрые времена, когда мебель создавалась потомственными краснодеревщиками на заказ и передавалась из поколения в поколение, обретая с годами все большую ценность».
Вы впервые выставляетесь на международной выставке?
Впервые коллекция O&A London была представлена на выставке HolidayHouse в Лондоне в 2017 году.
Затем в рамках LondonDesignFestival 2018 в арт-галерее GazelliArtHouse мы представили нашу мебель как часть проекта под названием AfterSpace, целью которого было продемонстрировать, как современное диджитал искусство может взаимодействовать с современными элементами организации пространства.
В марте этого года уже в рамках Лондонской недели дизайна совместно с нашим партнером Thibault Van Renne мы открыли наш первый шоу-рум в DesignCentreChelseaHarbour, Лондон.
Таким образом, SаloneDelMobile – это наш четвертый по счету международный проект, но первый за пределами Лондона.
Ваши впечатления от выставки?
На выставке в Милане мы представили совместный стенд с Тибо Ван Ренне, создателем одноименного бренда ковров ручной работы. Проходя через длинную анфиладу ассиметричных арок, посетители стенда могли рассматривать ковры как художественные полотна.
Пространство стенда мы дополнили ключевыми предметами из нашей коллекции.
Идея состояла в том, чтобы показать люксовые продукты как истинные предметы искусства, способные играть роль первой скрипки в интерьере, делая его уникальным и вневременным.
Отклик на коллекцию был колоссальным, и мы получили большую благодарность от организаторов выставки за работу с архитектурой пространства.
Для любого арт-продукта самое главное – создать подходящий фон и окружение. Мы считаем, что нам удалось привнести что-то новое в эту выставку.
Будет ли ваша коллекция запущена в массовое производство? Или выпуск будет в единичном экземпляре?
Коллекция лимитирована, такой продукт не может быть массовым. Мы предлагаем разные варианты материалов и каждый предмет кастомизируется, таким образом, заказчик получает уникальный продукт.
Татьяна Горшкова
Татьяна Горшкова представила на Salone del Mobile комод и зеркало Frost. Отправной точкой к участию в таком знаковом мероприятии послужил конкурс, организованный архстудией в лице Елены Архиповой и ARTEVENEZIANA. Впрочем, предоставим слово самой участнице Миланской выставки:
В рамках конкурса, который проводился во время выставки Архмосква в ЦДХ, нужно было придумать журнальный стол или комод. Я впервые участвовала в подобном конкурсе и, к своему удивлению, заняла второе место.
Вдохновением для создания зеркального комода послужили воспоминания детства, когда зимой на окнах всегда образовывались морозные узоры из инея... И я подумала: как красиво будет смотреться этот узор на состаренном зеркале... Так и родился мой Frost.
Итальянцы с воодушевлением восприняли эту идею и сделали комод и зеркало к Миланской выставке. Ручки были изготовлены по моим эскизам в Marustidio из горного хрусталя и привезены в Италию.
Это мой первый опыт, и мне очень приятно, что мое творчество было так хорошо воспринято, а Arteveneziana решили создать целую коллекцию под названием FROST.
Когда все начиналось, я и представить не могла, что займу одно из ведущих мест на конкурсе, а теперь созданные мною вещи пойдут в массовое производство.
Ольга Подольская
Ольга Подольская уже не первый раз участвует в столь масштабных международных выставках: первый опыт был на прошлой iSaloni2018, потом состоялось участие в Архитектурном биеннале в Венеции.
Она убеждена: самый главный результат выставки – само рождение предмета, ведь многие производители именно к Международной выставке изготавливают какие-то новинки.
«Создавая коллекцию Elements, я стремилась совместить функцию светильника и интересный необычный дизайн, при этом сохранить лаконичность самого предмета. Так родилась идея «поиграть в составление пазла», – рассказывает Ольга Подольская. – Светильник Flamingo рожден вдохновением миром природы, он вырос из наблюдения за птицами фламинго, тонкими и изящными. Мне захотелось это изящество перенести в напольный светильник. Что касается лампы Candy, тут импульсом стала форма флакона духов, а их название дало имя для настольной лампы».
Сегодня представленные Ольгой Подольской на Salone del Mobile предметы уже запущены в массовое производство; прорабатываются лишь детали правок.
Мария Серебрянная
Архитектору и дизайнеру Марии Серебряной в Милане удалось продемонстрировать свою мебель сразу на двух стендах топовых итальянских мебельных марок.
Глава архитектурного бюро «Дом-А», член Союза дизайнеров России Мария Серебряная, помимо создания блестящих интерьеров, успешно занимается еще и предметным дизайном, сотрудничая с лучшими итальянскими фабриками премиум-сегмента.
На Salone del Mobile бренд Giorgio Collection показал новую коллекцию CHARISMA – совместный труд дизайнерского бюро Castello Lagravinese Studio и Марии Серебряной. Творческий союз создал более 60 предметов с выразительным и всегда актуальным дизайном.
«Гостиная – главная зона отдыха в доме, а диван – ее центр. Именно таким мы его и задумали: благодаря необычной, раскрытой вовне форме он с каждой стороны выглядит по-разному, неизменно привлекая взгляды, – рассказывает автор коллекции. – Все составляющие диванной группы необычайно мягкие, в них, как в нежных объятиях, хочется утонуть».
Мягкость и плавность линий сочетаются в CHARISMA с геометричностью, а сдержанная палитра смотрится благородно и интересно за счет сочетания оттенков и ритму плиссировок и строчек.
Важной частью коллекции стали стулья. Мягкий велюр, кожаные ножки с металлическими наконечниками, золотой логотип бренда – все это делает стулья настоящим украшением столовой зоны.
Также Мария Серебряная представила эффектный ковер, на создание которого его вдохновил мягкий ритм песчаных дюн. Контрасты, плавные природные линии, продуманная динамика – такой ковер способен собрать воедино и обогатить интерьер самых разных стилей.
Кроме того, на Salone del Mobile Мария Серебряная выступила как соавтор юбилейной коллекции ANNIVERSARY от итальянского бренда Visionnaire. В формате отдельной vip-презентации Visionnaire представил коллекционный стол by Maria Serebryanaya с мраморной столешницей и «инкрустацией» из жидких металлов художника Roberta Verteramo. Предмет будет производиться лимитированным тиражом.
Все новые коллекции и предметы в ближайшее время будут представлены и доступны к заказу во флагманских салонах Visionnaire Moscow и Giorgio Collection Russia, открывшихся в выставочном дизайн-центре премиум-класса Casa Ricca EXPO (Москва, Фрунзенская наб., 30, стр. 19, пав. №15).
Сергей Суровцев
Дизайнер Сергей Суровцев: "Отправной точкой для создания коллекции стала работа над одним из интерьеров, где я придумывал и делал все – от стройки до мебели. Заказчик обмолвился, что очень любит ковры. И тут как раз мой друг и давний партнер Томас Луриц начал представлять в Москве бельгийский бренд TIBO VANREHNE. Он рекомендовал мне попробовать сделать ковер по моим эскизам. Я предложил заказчику: давай я сделаю эскизы, мы посчитаем у бельгийцев, посмотрим их образцы..."
Ковер был не самый большой, но, поскольку это ручной труд, ждали мы его месяцев пять. За это время я подготовил еще три эскиза для разных помещений и, когда ковер «доехал» до нас, мы уже внутренне готовы были заказать ковры на все помещения в доме. Прошло несколько лет, и мы еще находимся в ожидании трех ковров, которые закрывают нам основные и самые большие помещения в интерьере. Самый большой из них делается уже больше года – поскольку это великолепное качество исполнения и превосходный материал. Ковры тактильно очень приятны, и к тому же переливаются из насыщенно цвета в выбеленные оттенки, как это всегда происходит с коврами из натурального материала, когда используется шелк.
Когда мы изготавливали первый ковер, бельгийцам так он понравился, что они попросили у меня разрешения сделать уменьшенную копию и выставлять его на всех международных выставках, в которых они участвуют. С тех пор он колесит по всему миру уже два года. Впервые он выставлялся в Милане год назад на iSaloni, потом был во Франции, Германии, в Москве и на всех выставках, где были стенды бельгийцев.
Отмечает, что всегда получает от Salone del Mobile самые лучшие впечатления: «Я приезжаю, чтобы погрузиться в атмосферу происходящего, увидеть, как развиваются лучшие из лучших на мебельном рынке. Чтобы понять, что делать и куда двигаться самому. На выставке на фоне впечатлений, встреч и разговоров совершенно неожиданно приходят новые идеи и формируются планы на будущее. Это место, где мы невольно себя сравниваем с другими и пытаемся тянуться к самым лучшим фигурам, которые там представлены. Безусловно, это становится мощной точкой роста. Сейчас мы обсуждаем новые эскизы – уже для фабрики, чтобы была сделана коллекция Суровцева, пока из 3-4 ковров. Возможно, она будет представлена на выставках и шоурумах TIBO VANREHNE, но, с учетом длительного изготовления, это будет не раньше апреля следующего года».
Елена Архипова
Для Елены Архиповой участие в iSaloni-2019 – далеко не первый подобный опыт. Еще в конце 1980-х после окончания МАРХИ она работала в Industrial design studio под Болоньей, под руководством Рино Дальмонте занимаясь в том числе и предметным дизайном – вплоть до проектирования интерьеров стоматологических кабинетов, включая и медицинские аппараты. И многие из созданных ею предметов выставлялись в Милане в рамках iSaloni.
Сегодня Елена Архипова представила на выставке переосмысленную коллекцию прошлых лет под названием Dumbo. «Я была молодой, энергичной натурой, жаждущей жить, любить, познавать, открывать, – рассказывает Елена Архипова. – И Италия с ее цветами, страстью, особой энергетикой так повлияла на меня, что родились вот эти женственные диваны, которым мы дали название Dumbo. Они не только очень красивы по форме – даже их металлическая структура выглядит как скульптура, но еще и очень продуманы, удобны. Сев на них, вы не захотите вставать, – настолько просчитана их эргономика.
Но в свое время эту коллекцию не поняли – в отличие от, скажем, коллекции Феста: я знаю, что даже некоторые звезды эстрады приобрели себе эти диваны. А теперь вновь пришло время Dumbo – мы переиздали ее для фабрики Prianera, и, учитывая, что технологии ушли далеко вперед, сегодня диваны коллекции (которые дополнены еще и пуфами необычной формы) стали еще удобнее.
Мы запустили индустриальное серийное производство, уже пошли заказы. Prianera – фабрика очень качественная и недорогая, поскольку они не вкладывают в маркетинг больших сумм. Сейчас мы думаем, как можно удешевить процесс, чтобы коллекция стала еще доступнее. Конечно, конечную цену устанавливают магазины, но в любом случае она сопоставима с ценой мебели многих российских фабрик».
Что же могут сказать о работах наших дизайнеров, представленных на iSaloni 2019, эксперты в области дизайна? Об этом далее в нашей статье.
Ксения Бандорина, культуролог дизайна, член ЮНЕСКО, доцент СПГХПА им.А.Л. Штиглица:
Об увиденных на выставке работах я бы сказала так – они в потоке. В общем потоке европейского дизайна, и практически неотличимы от большинства. В хорошем смысле нашим дизайнерам удалось вписаться в каталоги производителей – по стилю, по задачам брендов. Мимикрия как способ входа на рынок итальянских производителей – это тоже путь в творческом бизнесе; тем более в дизайн-бизнесе, рассчитанном на тиражные продажи. Дизайнер должен работать в рамках потребительских интересов или создавать уникальное предложение… Но не в этот раз. Возможно, здесь этого и не требовалось. Я даже не уверена, что это минус: хорошо, что наши дизайнеры не идут каким-то мифическим путем «русского стиля», а работают в потоке востребованного и продающегося формата. Так что за маркетинг нашим плюс!
В некоторых работах есть излишняя декоративность (но и на нее есть спрос) или художественная образность, которая ставится в приоритет над функциональностью и эргономикой предмета. Да, арт-дизайн, как показала выставка этого года, стал главным трендом, однако работы наших дизайнеров находятся на грани массового дизайна и арта – лимитированные коллекции еще не арт, а просто сложные технологии и многодельность, которая автоматически увеличивает стоимость предмета, но не его ценность! «Хороший дизайн заставляет чаще звонить кассу», – говорил великий Раймонд Лоуи. У кого сколько раз чек пробился?
Что касается будущего созданных дизайнерами предметов, то давайте посмотрим полное техническое описание и стоимость предмета. Тогда можно обсуждать – что будет продаваться тиражами. И это не зависит от уникальности созданного стиля или авторского решения, которое пытаются показать дизайнеры. Готовы производители вкладываться в раскрутку этих товаров? Пока, как я вижу и читаю, в рекламу предметов вкладываются только сами дизайнеры. К сожалению, я не видела ни одного обзора в иностранной прессе, где упоминаются работы российских дизайнеров на iSaloni 2019. И это вопрос только к производителям! Дизайнеры уже сделали свое дело – хорошо или как-то иначе.
Елена Юдина, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой "Художественная керамика" МГХПА им. С.Г. Строганова:
Работы, увиденные мною на выставке, прекрасны! Все они выполнены на высоком уровне, все относятся к люксовой категории. Отметила, что светильники выполнены с применением элементов стекла высокого уровня мастерской производственной обработки.
Кирилл и Елена Чебурашкины, дизайнеры, руководители кафедры «Художественное проектирование мебели» МГХПУ им. С.Г. Строганова
Не хотелось бы оценивать работы участников выставки в целом, однако с огромным удовольствием мы можем отметить работы наших выпускников и студентов, призеров SaloneSatellite Moscow, которые представляли свои работы в Милане. Во-первых, это Иван Басов и Семен Лавданский, основатели Basmaconcept.
Ребята работают по старинной технике с листовыми металлами и чеканными формами. Подобная техника появилась на Руси в 11 веке, и дизайнеры сегодня переосмысляют эти приемы в русле современности. Мы верим в этот проект: у Basmaconcept хорошая идеология, они необычно используют орнаментальные мотивы, технологии, их отличает оригинальное прочтение русского стиля и европейское качество. Конечно, это люксовые предметы премиум класса, поскольку они делаются вручную с применением старинных чеканных форм.
Еще одна наша гордость – наша студентка Дина Аккубекова, которая представила вешалку ДНК. Это яркий пример формообразования, когда один объект дает большие возможности. Вешалка представляет собой деревянный каркас, покрытый мембраной, и при этом крючки можно поворачивать в любую сторону, создавая новый образ. Сейчас Дина работает над серией настенных и потолочных светильников в том же стиле.