Свобода человека и творчества – вот главный посыл всех творений величайшего архитектора
архитектура

Фриденсрайх Хундертвассер: линия творчества

«Прямая линия – это не линия творчества. Это – линия подражания», - утверждал знаменитый архитектор, чьи творения, вызывая неоднозначную реакцию, никого не оставляют безразличным.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться», - это высказывание Фриденсрайха Хундертвассера стало лейтмотивом его необычного творчества. Он одушевлял здания, считая их еще одной кожей человека, а окна называя глазами дома.


Надо сказать, что нонконформизм хундертвассера родился, что называется, вперед него. Так, его не устраивало даже собственное имя – Фридрих Стовассер, которое в двадцать лет он сменил на имя, ставшее известным всему миру.
Не нравилось ему и то, чему учили молодого человека в Венской академии изящных искусств – там он продержался лишь три месяца, а в подобном парижском заведении ему хватило и одного дня учебы.



Эпатажным поступкам архитектора не было числа – носить разноцветные носки, выступать обнаженным с манифестом собственного сочинения… Однако именно стремление разрушить общественные устои в конечном итоге сослужило Хундертвассеру хорошую службу, помогая ему создавать непостижимые творения, узнаваемые с первого взгляда даже людьми, далекими от архитектуры (впрочем, графика и постеры Хундертвассера пользовались также огромной популярностью).

Главные столпы философии художника – полная свобода художника и архитектора и право каждого человека на уникальный и неповторимый дом. Именно такие и создавал Хундертвассер – либо дарил вторую жизнь скучным зданиям, превращая их в настоящие шедевры.

Вот лишь несколько творений австрийского мастера.

Дом хундертвассера в Вене

Входит в список мест, практически обязательных для посещения в австрийской столице.



Здесь нет ни одной прямой линии, ни одного повторяющегося окна. Яркий, динамичный, он выглядит так, будто вышел из-под детской руки. Внутренний дворик здания – это фантастическое и сказочное царство с деревьями, колоннами, фонарями… Интересно, что архитектор создал лишь проект, а строительством руководил Джозеф Кравина. В 2010 году суд официально признал его соавтором здания, и теперь официальное наименование знаменитого творения – «Дом Хундертвассера – Кравины».
В доме 52 квартиры, и, надо сказать, не все жильцы по достоинству оценили стремление архитектора к природным формам – оказалось, что постоянно спотыкаться в собственном доме о неровности пола нравится далеко не всем. Но так или иначе, сегодня это один из символов Вены.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Унылую серую коробку архитектор превратил в сказочные яркие башни, украшенные разноцветной плиткой, куполами и обилием живых растений. Интересно, что автор проекта поставил множество жестких условий, касающихся экологической безопасности завода.

Так, в золотые зеркальные шары встроены фильтры, которые во много раз увеличили смету на реконструкцию, но Хундертвассер настоял на их применении. 

«Лесная спираль»

Оригинальный жилой комплекс в немецком Дармштадте был построен незадолго до смерти архитектора в 2000 году.


В нем он воплотил все свои излюбленные идеи и формы: спиралевидное здание идеально вписывается в окружающую среду, при этом удовлетворяя все потребности жителей – от парковки и аптек до детской площадки. В этом доме не повторяются даже дверные ручки, и оно неоднократно входило в список самых необычных жилых домов мира. 

Церковь святой Барбары в Бернбахе

Архитектор стал участником редизайна здания в Австрии, будучи убежденным в том, что, как окно служит мостиком между внутренним и внешним, так и церковь должна стать таким же мостиком на пути к Богу и природе.


К культовому зданию художник отнесся так же, как к любому другому проекту, насытив его красками, плавными линиями, золотыми деталями и присутствием отпечатка человеческой руки буквально в каждой детали.

Зеленая цитадель в Магдебурге

Была завершена уже после смерти мэтра. Жилой дом, в состав которого входят и несколько общественных заведений – магазин, кафе, детский сад и т.д.

В доме нет комнат в форме квадрата или прямоугольника, нет ровных ступеней. По замыслу автора, дом должен стареть так же, как стареет сам человек, поэтому он запретил обновлять внешнее состояние дома.
Ну а в широком смысле творений великого архитектора старение вряд ли коснется – Фриденсрайх Хундертвассер и его философия сегодня востребованы, интересны и вдохновляющи.

Фото
hundertwasser.ru

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться