Ушел из жизни знаменитый архитектор, создавший более 40 воздушных ворот в разных странах мира
архитектура

Зодчий аэропортов: памяти Поля Андре

Ушел из жизни знаменитый архитектор, создавший более 40 воздушных ворот в разных странах мира

Поль Андре объединял в себе художника, математика, философа. Именно эти качества позволили ему стать одним из известнейших архитекторов современности. А началось все в 1938 году, когда в Кодеране, что на юго-западе Франции, в семье учителя математики родился мальчик. Он пошел по стопам отца, получив блестящее техническое образование. Но душа его была душой художника, и Поль Андре семь лет отдал учебе в Школе изящных искусств.


Его первая работа – инженер отдела архитектуры – была связана с аэропортом и во многом определила будущую судьбу мэтра. Через несколько лет Поль Андре стал главным архитектором компании «Аэропорты Парижа». С тех пор его имя стало неразрывно связано со строительством аэропортов, которые Андре всегда считал чем-то большим, чем просто функциональным зданием: по его мнению, это должны были быть ворота страны, и, по сути, первое впечатление о городе.


Аэропорты в Париже, Джакарте, Сантьяго, Берлине, Афинах – послужной список Поля Андре быстро рос. Как он отмечал, необходимость работать только с крупными проектами изрядно его тяготила: «Качество архитектуры не зависит от размера здания – взять хотя бы традиционное японское зодчество. Так сложилось, что в самом начале своей карьеры я оказался вовлеченным в круговорот больших проектов, которые определили всю мою дальнейшую жизнь». Но аэропорты больших городов требовали именно Поля Андре.



Яркий пример его работы – аэропорт Абу-Даби, неоднократно признававшийся лучшим аэропортом на Ближнем Востоке. Новый терминал, построенный Андре, похож на плывущий парусник. Он соединяет прозрачные и глухие материалы, что стало узнаваемым символом почерка архитектора. Внутри же – сложная, но продуманная до мелочей и логичная система передвижения людей. Впечатляют и интерьеры аэропорта, задуманные как оазис среди пустыни.

Несмотря на гигантский опыт, Поль Андре никогда не поддавался искушению тиражировать удачные проекты. «Я всегда избегал замыкаться в рамках одного стиля или одной точки зрения: каждый проект требует особого подхода, особого поиска», – говорил он.

Была в его работе и черная страница – обрушение терминала в аэропорту Шарля де Голля в Париже. В 2004 году одна из секций, построенная Андре годом раньше, обрушилась, унеся жизни четырех человек. После трагедии архитектор долго не находил в себе сил вернуться к работе.


Конечно же, мастер не ограничивался только проектами аэропортов. Так, Поль Андре работал над Большой Аркой Дефанс – офисным зданием, которое Франсуа Миттеран мечтал видеть «триумфальной аркой XX века», французский терминал туннеля под Ла-Маншем, реконструкция стадиона «Себастьян Шарлети» в Париже и другими.

С огромным интересом Андре работал над горнолыжным трамплином в Куршевеле, созданном к зимней Олимпиаде-1992. Архитекторы, по словам Поля Андре, ставили перед собой цель архитектурными средствами и механизмами поощрять, направлять и определять последовательность, которая начинается от подготовки к полной концентрации и самого прыжка до спуска вниз.




Привлекали внимание архитектора и объекты культуры. Последнее время он активно работал в Китае – стране, не боящейся новых технологий и экспериментов. Много споров вызвал Государственный оперный театр в Пекине, попасть в который можно через туннель под бассейном, окружающим здание. По мнению архитектора, туннель является переходом между мегаполисом и оазисом культуры.

Одна из последних работ мастера также появилась в Китае это Большой театр Цзинань, расположенный в точке пересечения двух главных городских осей.


Поль Андре никогда не ограничивался только архитектурой. «Архитектор никогда не должен забывать, что прежде всего он – творец. Я много рисую. Рисование для меня – способ постижения действительности и возможность выразить свои идеи. А с недавних пор я пишу романы. У меня возникла потребность формулировать свои мысли, чувства, переживания, свой взгляд на мир на бумаге», – говорил он.

Архитектор всегда подчеркивал: в его работе необходимо уметь подчинять эстетическую составляющую функционалу, даже в ущерб истинной архитектуре, которую он считал «поэзией форм». «Что же касается свободы, то ее наивысший уровень достигается тогда, когда приходит способность сопротивляться самому себе», – эти слова вполне можно считать завещанием великого мастера современным архитекторам.

Фото
forum-avignon.org, strelkamag.com, archi.ru, adsttc.com, adventureemiratesblog.files.wordpress.com, public.mishka.travel, 4.bp.blogspot.com

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться