Евгения Игнатова – о путях карьеры начинающего дизайнера
мнение эксперта

Карьера дизайнера: четыре пути развития

О путях развития карьеры молодого дизайнера интерьера рассказывает эксперт Евгения Игнатова, которая имеет собственный богатый опыт как дизайнер, а также занимается организацией и проведением образовательных программ в сфере предпринимательства – таких, как DesignExperience, «Креативный практикум», «Дизайн интерьера: Европейский подход», «Дизайн как бизнес» и других.

Практически на любой встрече с дизайнерами есть молодые специалисты, выпускники и те, кто только начинает свою практику. И всех их волнует одинаковый вопрос: с чего начать? Пойти работать в бюро? Начать собственное дело? Как сделать первый шаг, если ты еще студент или только получил диплом дизайнера?

Для удобства и наглядности я создала схему, где, с одной стороны, видно четыре пути развития начинающего дизайнера, с другой – видна их логичная последовательность. Не утверждаю, что правильно идти по порядку. Отнюдь. Здесь зависит от ресурсов, потенциала и цели самого дизайнера. 

Итак, все по порядку:

1. НАЕМНЫЙ СОТРУДНИК В БЮРО/ СТУДИЮ

Устроиться на работу в солидное/ известное/ крупное архитектурное бюро или дизайн-студию на позицию младшего специалиста. Это может быть помощник/ ассистент дизайнера, чертежник, визуализатор (смотря в чем силен соискатель) и войти в уже сложившуюся систему.

Бонусы такого варианта:
  • Опыт (опыт работы в команде, опыт по своей специализации, в создании документации, в наблюдении и анализе внутренней «кухни» – как все происходит на самом деле в самых разных режимах, включая форс-мажорные ситуации);
  • Стабильность (как младший специалист вы получаете хоть и небольшой, но стабильный оклад; вас не беспокоит, откуда берутся проекты и как идет работа со «сложными проектами»; вы точно знаете, что нужно сделать и за что вы получаете деньги);
  • Обратная связь опытных коллег (бесценно! На любую вашу просьбу и вопрос вы можете получить ответ от реальных практиков);
  • Контакты внутри индустрии (особенно если вы активно участвуете в процессе жизни студии, вы инициативны и вникаете не только в свою работу, но и интересуетесь работой других. Важный момент и один из самых ценных в практике: сформировать свой пул поставщиков – надежных, с удобными схемами оплаты, с положительной репутацией);
  • Участие в масштабных проектах (сколько раз я получила резюме, где молодой специалист, дабы зарекомендовать себя перед новым работодателем, вносил в свое резюме имена известных дизайнеров или знаковые объекты, как например, Олимпийский Сочи).

Ограничения:

  • Как правило, в большом бюро младший специалист не получает доступ непосредственно к общению с клиентом (что вполне объяснимо со стороны руководителя: эта ответственная роль выполняется либо главным дизайнером, либо его надежным партнером, который уже прошел с ними длинный путь и успел себя хорошо зарекомендовать);
  • В зависимости от позиции и, повторюсь, настроя самого молодого специалиста, возможно однобокое восприятие процесса или поручение вам роли исключительно бессловесного исполнителя. Например, вам доверили только чертить под руководством другого дизайнера, а желанного творчества и вдохновения нет и в помине.

Перспективы:

  • Однозначно, как и в любой компании, у людей амбициозных, решительных, любознательных и трудолюбивых есть потенциал для роста внутри компании. Из помощника дизайнера можно стать дизайнером, можно перейти на позицию комплектатора, а дальше вырасти в управляющего проектами и т.д., в зависимости от структуры компании;
  • Выход с багажом реальной практики в самостоятельное плавание: уже с проектами, в которых вы участвовали (а, значит, с реальным портфолио), и с хорошими рекомендациями, если вы зарекомендуете себя перед руководителем.

2. ПОДМАСТЕРЬЕ/ АССИСТЕНТ/ ПОМОЩНИК ДИЗАЙНЕРА 

В отличие от предыдущего варианта, здесь есть возможность погрузиться во все процессы целиком и с головой, что называется. Если дизайнер-руководитель – также начинающий предприниматель и у него нет большой команды сотрудников, он сам занимается практически всем: от замеров до чертежей и визуализации, и это помимо встреч с клиентами и подрядчиками. Поэтому тут есть ряд дополнительных преимуществ для начинающего дизайнера.

Бонусы
:
  • Увидеть и вникнуть в процесс целиком, от брифа клиента до поездок за образцами и на объект с дизайнером;
  • Посмотреть и со стороны примерить на себя работу многостаночника-профессионала: подойдет ли вам роль человека-оркестра, который полностью несет ответственность за проект на себе и, помимо творческой единицы, является еще и координатором и менеджером всех процессов.
  • Один из важнейших моментов в работе дизайнера – коммуникация с клиентом и подрядчиками. Этому вас вряд ли учили в дизайн-школе. Как правильно составлять бриф и расшифровывать потом ТЗ, как проводить согласования и отстаивать свою точку зрения, уметь убеждать и идти на компромисс. Бесценный опыт!
  • Возможность вместе со старшим коллегой поработать над крупными (в масштабном или финансовом выражении) проектами, которые вряд ли доверили бы неопытному дизайнеру;
  • Получить связи внутри профессиональной тусовки: у вас скорее всего будет доступ к базе контактов поставщиков, вы будете (если внимательны и у вас хорошая память) запоминать, кому из игроков рынка можно доверять и почему.

Ограничения:

  • В зависимости от характера руководителя, ваш голос в принятии решения и работе над проектом может так и остаться не услышанным, так что готовьтесь поумерить свои амбиции: руководитель проекта имеет на это право;
  • Не всегда перед вами будет корректный пример для подражания. Часто дизайнер, который берет себе в помощники молодого специалиста, еще не имеет представления, чем тот должен заниматься. Также не всегда даже у опытного дизайнера есть четкая и отлаженная система требований и шаблонов выполнения тех или иных задач. Когда нет понимания четких сроков и структуры работы у первого лица, вас может кидать и швырять в режиме многозадачности из стороны в сторону вслед за руководителем;

Перспективы:

  • Рост вместе со своим руководителем из помощника младшего уровня до партнерской позиции, например, менеджера по комплектации или менеджера проектов;
  • Зачастую это выход в самостоятельную практику, но с уже приличным багажом знаний, контактов и портфолио проектов, в которых вы принимали участие. Важно: в этом «чемодане» не должно оказаться базы клиентов! Не думайте, что это пройдет незаметно для вас, вашего бывшего руководителя или тем более клиентов. Убеждена, что рынок у нас очень тесный, многие так или иначе друг друга знают, неэтичное поведение аукнется в самый неподходящий момент.

3. ФРИЛАНСЕР

Сладкое слово «свобода» кроется за этим словом. В самом его корне содержится сочетание «свободный работник». Для специалистов из других профессий кажется, что быть творческим – это быть свободным, что дизайнер – это художник, и все ограничивающие структуры ему чужды и препятствуют творческой реализации. Отсюда и неоправданные ожидания у тех, кто наконец становится этим самым фрилансером-дизайнером и думает, что наконец-то он будет…

Итак, о Бонусах:
  • свобода выбирать проекты и клиентов (куда поверну свою лодку, туда и поплыву),
  • ощущение «сколько заработал – все мое»,
  • полный контроль над ситуацией (над проектом): не зависишь от других исполнителей, придерживаясь пословицы – «хочешь сделать хорошо, сделай сам».

Кто не читал мою статью о дизайнере-предпринимателе и о том, почему специалист так может и не стать успешным предпринимателем, рекомендую. По большому счету, фрилансер, действительно, сам себе хозяин. Он сам выбирает проект и систему работы над ним, сам работает над концепцией и ее реализацией, над системой работы; единственный, кто его ограничивает и корректирует – это клиент. Считаю, что эта стадия просто необходима для прохождения от наемного сотрудника на пути к владельцу бизнеса. Она является именно тем промежуточным звеном, которое, как лакмусовая бумажка, показывает, насколько человек способен сам себя организовать и дисциплинировать, все ли у него успешно в сфере коммуникаций, как он справляется с планированием работ и финансов и т.д.

Но есть и ряд Ограничений, оборотная сторона:
  • Если фрилансер работает один или максимум с 1-2 помощниками, то он вряд ли сможет потянуть масштабный проект на несколько тысяч квадратных метров и выполнить на высоком уровне (хотя исключения бывают, не спорю);
  • Фрилансер всегда ограничен человеческим фактором: он может вести только определенное количество проектов и определенного объема. Как только фрилансер начинает расти и масштабироваться уже в бизнес, ему приходится погружаться в вопросы предпринимательства, управления и пр., что его неминуемо выносит в следующий этап. Либо ему придется застрять в роли «человека-оркестра» и специалиста на все руки;
  • Опыт: вы замечали, что в команде думается эффективнее, что замыленный взгляд может упустить банальные вещи и быть чреват ошибками. Опыт коллег в команде помогает взглянуть на ситуацию под разным углом, а честность и уважение внутри команды способствуют профессиональному росту каждого;
  • Фрилансер зачастую упускает из вида вопросы личного продвижения и сути продаж. Классический вариант: нет заказов – он суетится, начинает писать в блог, делать регулярные посты, постоянно ищет, где и как ему себя проявить и привлечь внимание потенциального клиента. Но, как только пошли заказы, фрилансер как дизайнер (в первую очередь) погружается в работу над проектами и напрочь забывает, что ему надо думать на перспективу, планировать поток проектов, продолжать регулярно заявлять о себе и работать на продажи. Поэтому поток заказов непостоянен.

Перспективы я уже отметила:

  • Логично вырасти в студию, занять свою нишу, обрести специализацию и развивать уже не себя как персону творческую и свободную, а как команду профессионалов и надежного партнера своим клиентам;
  • В процессе работы в одиночку многие фрилансеры вполне грамотно начинают вкладываться в свое имя и таким образом растят личный бренд. Так что, когда они создают студию, она уже имеет имя и вес среди клиентов.

Резюмируя качества фрилансера, можно выделить основные:

* Достаточно смелый и уверенный в себе специалист, который умеет отстаивать свои интересы;
* Стрессоустойчивый, чтобы жить в режиме нестабильности (нет стабильной зарплаты, зависимость от потока проектов);
* Фрилансер умеет признавать свои ошибки и учиться на них (иначе тупик развития);
* Креативность проявляется не только в концепции и дизайне, но и решении любых задач, бизнес в том числе.

4. ВЛАДЕЛЕЦ ДИЗАЙН СТУДИИ/ БЮРО (РУКОВОДИТЕЛЬ)

Все вышесказанное относительно качеств и рисков фрилансера относятся и к предпринимателю. Только к ответственности за себя прибавляется еще ответственность за своих сотрудников и всех тех ресурсов, которые должен поддерживать владелец бизнеса. Опытный предприниматель не будет вам заливать о свободе: мол, куда хочу, туда лечу и т.п. Так как если и была такая иллюзия, то полет был недолгим и падать было, как минимум, неприятно. Но уроки в предпринимательстве хоть и жесткие, но ужасно интересные, а главное, по мере сдачи экзаменов ты понимаешь, как по-настоящему растешь профессионально.

Бонусы:

  • Вы, действительно, становитесь рулевым, в данном случае – это уже стратегия развития. Вы тот, кто смотрит вперед и ведет за собой и за своей идеей команду;
  • Статус руководителя, того самого ЛПР, который многие добиваются, здесь достигнут. Важно, помимо должности, принять и все последствия и ответственность за них;
  • Помимо развитых навыков и талантов в дизайне, для вас открывается поле для роста, которое погружает в вопросы управления, организации и координации действий, личной эффективности и эффективности всей команды и процессов. Для меня лично это не менее захватывающий и креативный процесс в работе, чем дизайн.
  • Студия – это уже команда. Руководитель подбирает себе специалистов, с которыми хочет идти вместе. А значит, поле для профессионального роста, более масштабных проектов, выбора какой-то специализации и т.д. тут непаханое. Возможностей становится еще больше (риск ухватиться сразу за все идеи и начать бежать в нескольких направлениях очень велик, важность уметь выстраивать приоритеты здесь возрастает как никогда).

Ограничения:

  • Вы больше не один, вы не можете решить в одиночку сроки сдачи проекта, вы больше не полагаетесь только на себя. Вы теперь руководитель, и важно научиться учитывать всех участников процесса, закладывать время на риски и форс-мажоры, предугадывать, перепроверять и контролировать. Поговорка «хочешь хорошо, сделай сам» здесь не работает!
  • То самое личное время, отдых с полным отключением от работы, «вышел за дверь и забыл» – все это не про владельца бизнеса. Я таких не встречала. Более того, когда устраиваешь себе такой детокс от работы хотя бы на пару дней, то мозг на третий день начинает работать с утроенной силой и генерит идеи по развитию или решению каких-то стратегических вопросов. Даже греясь где-то на солнышке, вы невольно тянетесь к смартфону, чтобы записать что-то важное.
Перспективы тут понятны – это и масштабирование бизнеса благодаря большему охвату проектов (либо по количеству, либо по объему самих проектов), выход на новые рынки, развитие новых направлений (как это получается у многих успешных дизайнеров, которые запускают свою линейку мебели или предметов интерьера, например) и т.д. Более чем заманчиво.

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться