Завод в Гусь-Хрустальном: история и сегодняшний день
культпоход

Возрождение хрустальной легенды

Те, кто проезжал на поезде через Владимирскую область, не могут не помнить, как на перроне станции Гусь-Хрустальный многочисленные продавцы предлагали купить сервизы и бокалы, вазы и салатницы из хрусталя. Так рабочие завода в его непростые годы пытались выжить – ведь вместо зарплаты им платили собственной продукцией. Меж тем образцы изделий завода с более чем двухсотлетней историей находятся в музеях и дворцах как в России, так и за рубежом, в частных коллекциях… Чем сегодня живет Гусевской хрустальный завод, как возрождается после упадка начала двухтысячных годов – об этом в нашем материале.

Сегодня всем посетителям Музея хрусталя имени Мальцовых обязательно рассказывают трогательную историю о заболевшей дочке мастера хрустальных дел Васильева. Причину болезни юной Ксении никто не мог определить, но когда она в беспамятстве вдруг попросила принести ей цветов, отец, в чем был, выбежал на мороз – и утром вернулся с маленьким букетиком. Какие, казалось бы, цветы среди зимы? – а вот те самые, хрустальные, создавать которые умели мастера знаменитого завода. И Ксения вернулась к жизни.

Букетик этот до сих пор хранится в музее, где бережно чтут историю предприятия, основанного в 1756 году. Основал ее купец из Орла Аким Мальцов – в добавление к многочисленным стекольным заводам, которыми он уже владел.


В имении Никулино, на реке Гусь, и появился завод, где поначалу работало 60 человек. Мальцов оснастил предприятие лучшими инструментами и машинами, позволяющими выпускать довольно богатый для того времени ассортимент – в основном из бесцветного хрусталя, с гравировкой или росписью эмалью. Кроме того, на заводе делали стекла, а также популярные свадебные подарки – зеркала.

В 19 веке освоили выпуск свинцового хрусталя, и теперь украшение предметов основывалось больше на гранении, позволявшем оттенить игру и блеск этого материала. Завод участвовал в выставках, удостаивался первых призов, получил право использовать герба России на изделиях. Предприятие считалось образцовым – не только по качеству выпускаемой продукции, но и по ее разнообразию и ценовой доступности: здесь делали и сервизы для императорских дворцов, и вещи, которые стоили один грош.


Вплоть до 20 века завод развивался стремительными темпами. Производство расширялось, появлялись новые станки, рос ассортимент продукции, при этом качество ее оставалось безупречным. Продукцию хрустального завода знали не только в российских городах – ее отправляли в Варшаву и Харбин, представляли на выставках в Чикаго и Париже.

Труднее пришлось заводу в начале 20 века, когда стеклодувное дело в России переживало кризис. Но предприятие не только удержалось на плаву, а еще и расширило список своих покупателей и открыло в Москве магазин по оптово-розничной торговле посудой и хрусталем.

Оборудование завода позволяло выпускать разнообразный ассортимент: от простой, но изящно оформленной посуды для массового потребителя (стаканы, рюмки, пепельницы и т.д.) до спецзаказов – таких, как, например, серия винных приборов, декорированных гербом династии Романовых и монограммами разных монархов.

Серьезный упадок ждал Гусевской хрустальный завод в годы первой мировой войны, а в 1918 году завод был национализирован. В начале 1920-х предприятие оказалось на краю пропасти, но его спас председатель ВЦИКа Михаил Калинин.

В советские годы завод работал столь же масштабно, как и раньше, но вот качество работы оставляло желать лучшего. В основном здесь выпускали недорогую посуду и стеклянные пуговицы, а в годы войны – стеклянные изделия для фронта.

Советский период можно назвать достаточно благополучным для завода. Завод в больших объемах производил довольно бесхитростные вещицы: количество изделий, которое завод Мальцова ранее выпускал за год, теперь производилось за двое суток. Часть денег, вырученных от продажи этой продукции, позволяла покрывать убытки от производства по-настоящему прекрасных и уникальных изделий, которые завоевывали призы международных выставок (в 1976 году – две золотые медали на выставке в Братиславе, в 1979 году – Большая золотая медаль на Лейпцигской ярмарке).

Пожалуй, самый глубокий и затяжной кризис начался вместе с упадком СССР. Производство дорожало, спрос падал, экономика разваливалась… А ведь на плечах завода как градообразующего предприятия лежали еще и социальные обязательства. Предприятие боролось за выживание, но в 2011 году настал момент, когда на знаменитом Гусевском заводе отключили свет, и печи прекратили свою работу…

Впрочем, эта печальная страница вскоре была перевернута. Нашлись кредиторы, появились собственники – и 26 декабря 2013 декабря печи Гусевского хрустального завода имени Акима Мальцова (так называется возрожденное предприятие) вновь ожили. Самым первым изделием предприятия стал хрустальный конь – символ 2014 года, который стал годом нового рождения предприятия с более чем двухвековой историей.


Впрочем, вектор развития завода теперь изменился: предприятие ориентировано не на выпуск массовой продукции, а на выполнение уникальных заказов. «Как не было заводов по производству картин Репина, так и нельзя ставить на поток произведения хрустального искусства», – убежден один из владельцев предприятия, владимирский предприниматель Алексей Русаковский. Конечно, изделия, которые выпускает теперь Гусевской завод, – это, как правило, дорогие и эксклюзивные вещи, но на первый план вновь выходит качество, использование современных дизайнерских решений, возрождение традиций с учетом новых возможностей.

Сегодня на предприятии выпускают прекрасные предметы сервировки, подсвечники, призы и кубки – например, призы для игры «Что? Где? Когда?», турнира по художественной гимнастике в Москве; для музыкального конкурса «Новая волна» в Сочи, хрустальный колокол для церемонии инаугурации Президента РФ, награды для лауреатов национальной премии общественного признания «Россиянин года» и многое другое. Именно в Гусь-Хрустальном был выпущен футбольный мяч для российской сборной – кто знает, быть может, именно он помог нашим футболистам добиться небывалого прежде успеха.


В том, что мастерство художников завода не было утрачено в сложные для завода годы, сомневаться не приходится. Так, под руководством художника Александра Грызунова был выполнен уникальный заказ: 30-сантиметровая копия карьерного самосвала БЕЛАЗ, сделанная из цветного хрусталя. А, например, Владимир Касаткин создал из хрусталя древний боевой шлем колахуд с изображениями гуся и ярила-солнца. Совсем недавно, 18 января, над возрождаемым в Санкт-Петербурге Скорбященским храмом вознесся крест, украшенный хрустальными вставками и покрытый сусальным золотом, в работе над которым участвовали и мастера Гусевского завода имени Акима Мальцова.




Завод в Гусь-Хрустальном вновь живет полной жизнью – участвует в выставках и конкурсах, приглашает к себе молодых художников и дизайнеров, открывает специализированные магазины. Словом, возвращается к прежним ценностям, которые когда-то Аким Мальцов сформулировал так: «Работать огнем, руками и душой».


Фото
img2.goodfon.ru, photobook33.ru, drinkingculture.world, chemodan-tour.ru, s3.files.enjourney.ru, galina-lukas.ru, imgp.golos.io, maximvelgin.ru, cs2.livemaster.ru, samoffar.ru, kuda-spb.ru, gus-info.ru

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться