10 декабря, отмечается 220 лет со дня рождения архитектора и живописца Александра Брюллова
культпоход

Александр Брюллов: архитектор и художник в тени знаменитого брата

10 декабря 2018 года отмечается 220 лет со дня рождения архитектора и живописца Александра Брюллова

Истоки рода Брюлловых лежат во Франции. Протестанты Брюлло были изгнаны из страны, найдя пристанище сначала в Люнебурге, а затем и в Петербурге. Здесь, в семье академика орнаментной скульптуры Павла Ивановича Брюллова и родились Александр и Карл.

Судьба обоих братьев была предопределена: сначала их обучал отец, потом Брюлловы блестяще окончили Академию художеств и отправились за границу. Впрочем, еще до отъезда Александр не только заинтересовался новой для России техникой литографии, но и добился определенных успехов, участвуя в литографическом издании «Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей» с тремя своими листами.

За границей Александр Брюллов намеревался совершенствоваться как архитектор и литограф, изучая технику литографии у знаменитого парижского мастера Г. Энгельмана. Так, вместе с Карлом они часто бывали в Помпеях: младший брат вынашивал в себе идею будущего шедевра, а старший в качестве архитектора создал проект реставрации Помпейских терм.



Однако все это время Александр Брюллов не изменял своей любви – акварели. Идиллические пейзажи, к которым так располагала Италия, городские зарисовки и, конечно, прекрасные портреты – Брюллов творил старательно и непрестанно. И, надо сказать, почитателей его творчества было более чем достаточно.



Интересно, что в одном из писем родителям он сетует, что большое число заказов на портреты не позволяет ему вот уже полгода покинуть Неаполь. Акварели Брюллова не отличались такой легкостью и воздушностью, как работы его брата, но использование техники старых мастеров – сухой кисти и мелких мазков – придавало его работам своеобразие и многослойность.

За рубежом Александр Брюллов провел восемь лет. Вернувшись на родину, он получает звание академика и начинает преподавать в Петербургской Академии художеств. Это время Брюллова-архитектора, который сумел соединить классический дух и романтизм, став тончайшим зодчим своей эпохи.

Яркий образец его творчества – Императорский Михайловский театр, над проектом которого архитектор работал в период 1831 – 1833 гг. Перед Брюлловым стояла сложная задача: вписать в уже существующий гармоничный ансамбль, созданный Росси, еще одно здание. Поэтому Александр Павлович придал театру вид жилого дома в стиле классицизм.

Когда немецкая лютеранская община объявила конкурс на создание проекта своей церкви (сегодня это Лютеранская церковь Святых Петра и Павла на Невском проспекте), именно проект Брюллова был признан лучшим. Архитектор оформил главный фасад двумя призматическими башнями, разместив между ними вход, составленный из перспективно уменьшающихся арок. Симметрия, стройность, выверенность – здание поражает своей гармонией и величием. В работе участвовал и Великий Карл – написанную им картину распятия поместили в алтарь.


Еще один знаковый проект Александра Брюллова – Пулковская астрономическая обсерватория. В ней есть и строгий классицизм, и математичность композиции, которые удивительным образом сочетались с некой архитектурной поэзией – мелким рисунком сбоку здания, наличниками и романтическими статуями.

В 1840-е годы Брюллов занимался реконструкцией Мраморного дворца, создав великолепный особняк для нужд семьи великого князя Константина Николаевича, младшего сына императора Николая II (поэтому дворец позже и стал именоваться «Константиновским». В работе над проектом Александр Павлович использовал многие технические новшества – например, воздушное отопление и устройство, напоминающее лифт.

Работал Брюллов и за пределами Петербурга. Так, он создал Историко-архитектурный комплекс «Караван-Сарай» в Оренбурге, включающий Башкирский народный дом, мечеть и минарет. Здесь архитектору удалось гармонично сплести русский классицизм и романтические восточные мотивы.

Несмотря на свою востребованность как архитектора, Александр Брюллов продолжал совершенствоваться как художник. Сегодня каждому школьнику известен хрестоматийный портрет Натальи Гончаровой, но имя его автора знает отнюдь не каждый.

Характерной его манерой стало письмо акварелью по желтоватой бумаге, которая становилась основой для изображения лица и рук позирующего. Кроме того, Брюллов увлекался и созданием карандашных портретов, рисовал прелестнейшие виньетки для книг.

Брюллову принадлежит и серия иллюстраций к поэме Пушкина «Домик в Коломне», а после смерти поэта, с которым художник был хорошо знаком, Александр Павлович проиллюстрировал его «Каменного гостя».

Еще во время работы над зданием Александринской больницы в 1840-х годах у Брюллова возник конфликт с Николаем I. Позже разногласия усугубились, и постепенно архитектор отошел от активной работы, переключившись на преподавание в Академии художеств и контроль за инженерно-техническими разработками.


В отставку он ушел в 73 года, посвятив всего себя семье. Надо сказать, в отличие от мятежного брата, его семейная пристань всегда отличалась надежностью. Может быть, поэтому ему всегда так удавались детские портреты.

С супругой баронессой Александрой Александровной фон Раль он прожил душа в душу 46 лет.

В семье родилось девять детей (но четверо умерли малолетними), и дом Брюллова всегда был наполнен детскими голосами и голосами друзей – на даче Брюлловых в Павловске бывали Михаил Глинка, Нестор Кукольник, Николай Гоголь.

В Павловске архитектор и художник нашел и свой последний приют, скончавшись 9 (21) января 1877 года.

Фото
dic.academic.ru, ardexpert.ru, beesona.ru, wowportret.ru, wikimedia.org, art-catalog.ru, wikiway.com, imayc.ru, p1.citywalls.ru, const29.solinepro.ru, img-fotki.yandex.ru, bigenc.ru, images.aif.ru, pbs.twimg.com, img1.liveinternet.ru, .hermitagemuseum.org, https://top10.travel/dostoprimechatelnosti-orenburga/

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться