Эксперт по коврам ручной работы рассказывает о своем увлечении коврами
интервью

Наиля Мусави: От «ковровой болезни» лечения нет!

Эксперт по коврам ручной работы рассказывает о своем увлечении коврами

Наиля Мусави – владелица студии ковров ручной работы «Персеполь». С легкой руки своего мужа она вошла в этот особый мир, который стал ее работой, а потом – неотъемлемой частью жизни. Сегодня эксперт по коврам ручной работы рассказывает о своих любимых коврах, о философии, заложенной в каждом ковре, и делится полезными советами по выбору этой важнейшей детали вашего жилища.  

Как и когда вы стали заниматься коврами?

Я дитя Советов из татарской семьи. Ковры на стене и на полу – это про меня, дом без ковра тогда не существовал. Но главным виновником этой любви стал мой супруг Амир Мусави, он заразил меня «ковровой болезнью».


В 2005 году мой супруг открыл в Казани «Галерею персидских ковров «Шелковый путь». Он и приоткрыл занавес в мир настоящих персидских ковров, стал первым источником знаний, моей энциклопедией, в которой я находила ответы на свои вопросы, терпеливо и с удовольствием объяснял мне все тонкости.

Долгое время мы работали только с персидскими коврами, но рынок менялся и мы произвели ребрендинг, сменив название на Persepol (город персов), добавили к продаже современные дизайнерские ковры индийских производителей. Они оказались не менее интересными, и в эту тему я также погрузилась с головой.


Поездки, знакомство с ковровыми производствами, мастерами, дизайнерами, погружение в историю и культуру Ирана, устройство быта иранцев, их сакральное отношение к коврам – от этой «болезни» лечения уже не было. Но ковры меня питают, наполняют энергией, будят во мне страсть, увлекают, мотивируют меня. Они перестали быть моей работой, а стали частью моей жизни и моей семьи. В этой жизни хочется жить и развиваться.

Что для вас значат ковры?

Огромную роль сыграли мои поездки в Иран и Индию. Насколько ковер почитаем в Иране! Насколько иранцы проникнуты духом ковра, как глубоко это сидит в них, как они преданы своему ремеслу – это просто поразительно. Иранец и ковер – неделимое целое.

Я счастливый обладатель книги Mohammad Seirafian «Persian carpets». Автор этой книги рассказывает историю своей жизни как историю ковра, с такими же эпитетами, будто ковровый узор, так трогательно, что каждая буква передает энергетику этого Великого человека... А чего стоит его история, как будучи пожилым человеком, старше 70 лет, не удовлетворившись снимками ковров от профессиональных фотографов, он учился сам фотографировать свои ковры, описывая в книге, как он боролся с дрожанием рук. В итоге большинство фотографий ковров в книге были сделаны самим автором. И таких историй очень много…

Все это научило меня смотреть глубже. Теперь мне важно, в какие руки попадут ковры, мне хочется, чтобы их уважали и берегли. Я считаю, что для покупки ковра очень важны зрелость и понимание, духовная потребность в «одушевленном» рукотворном предмете. А наша задача в этом помочь, больше рассказывать о коврах, чтобы люди проникались духом и философией ковра ручной работы. Увидели в нем не просто предмет интерьера, а связующую нить между тысячелетней историей и современностью, между востоком и западом. Только понимая это, можно почувствовать положительную энергетику ковра. Вдумайтесь: ковер – единственный предмет, который за свою историю длиною больше чем семь тысяч лет не претерпел существенных изменений. Ведь даже в древности человек мог просто кинуть на пол шкуры убитого животного – однако для своего жилья он плел ковры в качестве оберега и для украшения своего древнего жилища.

Если с современными коврами ситуация более понятна, по ним много информации, то что вы можете посоветовать тем, кто хочет приобрети антикварный или винтажный ковер?

Иногда слово «винтажный» и «антикварный» употребляют как синонимы. Но это совершенно разные уровни ковров по своей значимости и ценности. Самое главное отличие – возраст ковра. На международном рынке антикварных ковров к ним относят экземпляры, имеющие возраст более ста лет. Если к возрасту добавляется еще и редкость рисунка или имя известного автора либо владельца, ценность ковра возрастает в геометрической прогрессии.

Винтажными считаются ковры, которые были произведены 20-80 лет назад. Среди них наибольшую ценность имеют персидские ковры, произведенные в годы правления Пехлеви. При бережном отношении такой ковер может переступить столетний рубеж и стать антикварным, а это уже другая «весовая» категория.

Различие есть и в том, что винтажные ковры можно приобрести в открытом доступе на блошиных рынках, винтажных магазинах, в ломбардах и т.д. Антикварные же продаются через специализированные выставки, аукционы. Многие хранятся в музеях, в частных коллекциях, являются собственностью государства: например, в Иране вывоз антикварных ковров запрещен.

Может ли покупка антикварного ковра стать ценной инвестицией?

Old is Gold – эта фраза справедлива в отношении антикварных ковров. Да, покупка антикварного ковра – инвестиция, но которая должна быть подтверждена экспертным заключением.

Расскажу немного об антикварных коврах. Самыми востребованными считаются персидские ковры 17-19 веков. Ковер самого почетного возраста, ковер-долгожитель – это Пазырыкский ковер, который находится в Эрмитаже и которому посвящены тома научных трудов. Ему более 2500 лет.

Одним из самых красивейших ковров, на мой взгляд, является ковер Шейх Сефи (датируемый серединой 16 века), известный как Ардебиль. Он находится в музее Виктории и Альберта благодаря Уильяму Моррису, который убедил руководство музея купить тогда за баснословные деньги раритет для будущих поколений.

Кроме того, популярностью пользуются туркменские ковры, особенно изготовленные до 1880 года, потому что туркмены делали их для себя. Огромным спросом пользуются азербайджанские ковры, изготовленные до 30-х годов прошлого столетия. Позже, при Советской власти, этому ремеслу был нанесен большой ущерб: ковроделов сгоняли в ковродельческие колхозы, принуждая ткать более примитивный орнамент.

Востребованы также китайские, шикарные французские Savonnerie, антикварные кашмирские ковры, которые украшали дворцы индийской знати.

Самый дорогой антикварный ковер, который был продан, – это ковер из Кермана, известный как The Clark Sickle-Leafcarpet, по имени коллекционера Уильяма Кларка. Ковер датируется началом 17 века, и при стартовой цене в 5 миллионов долларов ковер был продан за 33 миллиона 765 тысяч долларов!


Как сказал мне специалист по антикварным коврам: «Когда вы имеете дело с современными коврами ручной работы, у вас должны работать четыре глаза, в случае с антикварными – восемь! Ведь для каждого времени, области характерен свой оттенок цвета, расположение узора, расстояние между краем ковра и первым и вторым бордюром. Вы должны знать, какие цвета были тогда, уметь восстановить их изменение во времени...». Конечно, всегда ценятся редкие рисунки и экземпляры ковров. О многом скажет и плотность ковра: например, современные ковры Исфахана имеют большую плотность, чем те, которые были сотканы в 18-19 веках.

Расскажите о винтажных коврах.

Винтажные ковры доступны по цене более широкому кругу лиц. Очень любят винтаж американские и европейские покупатели. Среди западных дизайнеров считается особым мастерством оставлять дорогие сердцу хозяина винтажные ковры, вписывая их в современные интерьеры. На последней выставке я познакомилась с почтенными дамами из США, которые имеют сеть, специализирующуюся только на винтажных коврах, и неизменным спросом пользуются тонкие, выцветшие ковры «kazak» и «oushak».


Если вы надумали украсить свои интерьер винтажным ковром, то у вас есть выбор: между естественным винтажным ковром, который прошел особую чистку, и декорированными. Среди последних обратите внимание на ковры, которые прошли процедуру апсайклинга. Они очень красивые и прекрасно себя чувствуют в современном интерьере. Декораторский прием заключается в том, что винтажные ковры выдерживают в специальном растворе, который обесцвечивает их, затем их сушат, красят, выделяя определенные узоры или, наоборот, стирая существовавший орнамент, а потом еще дополнительно подвергают фигурной стрижке, в итоге получается очень красивый индивидуальный ковер. Но у них есть один недостаток: их некоторое время сопровождает запах краски.

Популярен и следующий прием: ручная роспись винтажных ковров. Расписывают как целые, так и лоскутные ковры. И никто не отменял винтажные ковры в стиле пэчворк, когда каждый ковер буквально собран из кусочков винтажных ковров ручной работы. На создание одного ковра в среднем уходит от 10 до 30 ковров, на большие размеры – еще больше… Ковры, которые уже нецелесообразно ремонтировать, режутся на куски разных форм и размеров (все зависит от декораторского мастерства дизайнера), потом они окрашиваются в разные цвета, при этом старый узор остается видимым, а потом все эти кусочки начинаются собираться в единый пазл. История каждого ковра вплетается в один единый сборник, и если вы любопытны по природе и наблюдательны, то вы можете вечером сесть на ковер, сложив ноги по-турецки, и попытаться разгадать, откуда какой кусочек...


Фото
peterburg.center, brewminate.com, dilmaghani.com

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться