Интервью с дизайнером Иреной Барене
интервью

Дизайнер – счастливая в своей жизненной мудрости профессия

Сегодня Ирена Барене – известный и очень дорогой дизайнер,  с брендом собственного имени, автор многих интерьерных  проектов в различных стилях и, в первую очередь, – в сложном, многоплановом, изумительно эффектном и уютном стиле Шато. 

«Вся моя жизнь, где все переплетено и, как оказалось, не было ничего случайного, стала виртуозной увертюрой к профессии, которую я считаю главным делом всей моей жизни», – говорит Ирена Барене, поделившаяся с нами сегодня секретами своего любимого дела, детскими воспоминаниями и своим видением профессии Дизайнера.

Откуда такой интерес и любовь именно к французскому стилю?

Все дело в удивительной, похожей на сказку, истории моей семьи. Она была той благодатной почвой, на которой взросла моя любовь к окруженным легендами и романтическим флером историям французских стилей.
Моя бабушка, Мадлена Маргарита Селестина Уссе, француженка по рождению, выйдя замуж за моего деда, последовала за ним в Москву из Марселя, где он благополучно до этого служил в российском торговом представительстве. Брак с иностранной поданной не сказался благоприятно на его последующей карьере, но любовь оказалась сильнее. Большая Ордынка и дача под Клином, – вот мои детские адреса, моя вселенная… Это был особенный, созданный их Любовью, их внутренними ощущениями и воспоминаниями мир. 

«Андерсеновский» домик, фантазийный проект моей Мадлены, утопал в облаках цветов, ароматов окружающей природы и пении птиц. Каким сказочным казался мне мой мир и этот теплый дом, наполненный, как волшебная  шкатулка, старинными фотографиями и картинами, фарфоровыми статуэтками и вышитыми скатертями, ароматами сухих трав и букетов  лаванды...

Бабушка была настойчива в соблюдении традиций и требований этикета, прививая мне особую культуру поведения и внешнего вида – горделивая осанка, изящные  кружева на девичьих нарядах, шляпки из итальянской соломки, правила поведения за столом и в обществе...  А я, девчонка-сорванец, предводитель во всех детских проказах, протестовала, требуя от своих родителей «свободного волеизъявления»...

Сегодня, по истечении стольких лет, я, живущая в XXI веке, осознаю, что моя Мадлена, родившаяся в последнем десятилетии XIX века, и стала для меня тем самым волшебным мостиком к традициями и стилю Золотого века, века романтизма и особой аристократической галантности. Французский язык, с детства ставший для меня родным, и определил начало моего пути: выбор профессии переводчика был вполне естественным и осознанным.

Как же из этой сферы вы пришли к дизайну?

После окончания романо-германского факультета я работала гидом-переводчиком в ВАО «Интурист», получив дополнительное образование на специализированном курсе этого крупнейшего объединения, бывшего монополиста в туристическом международном бизнесе. Подготовка гидов в то время больше походила на подготовку дипломированных искусствоведов. В СССР умели обучать своих специалистов. Моими университетами стали  мировые сокровищницы: музеи и дворцы Москвы и Петербурга, патриархальные города Золотого кольца России, древняя и загадочная  Азия, гордый и хлебосольный Кавказ… А тонкое ощущение рукотворных произведений художественных промыслов, предметов интерьера, решенных в элегантной европейской стилистике, пришло ко мне в мой прибалтийский период жизни в Латвии, где я прожила без малого десять лет. В Риге я возглавляла отдел международных выставок за границей  во внешнеторговом объединении. Моей задачей было представлять Латвию на международных выставках по всему миру, создавая запоминающийся образ, подчеркивая своеобразие этой земли, ее внутреннюю красоту и очарование природы. Культурные  и самобытные традиции Латвии, сохраняя свою уникальную самобытность, подпитывались и из источников стран, ее ближайших соседей. Поэтому они так интересны и художественно разнообразны: высокохудожественные изделия из керамики и резьбы по дереву, цветное стекло, витражи, гобелены, изделия из янтаря, ручное ткачество… Именно в этот период моей жизни огромной моей удачей было  обучение на курсе декораторов в Ecole Nationale Supérieure des Arts decoratifs в Париже. Курс был организован торгово-промышленной палатой тогда еще единой страны, СССР, для подготовки специалистов в области международной выставочной деятельности. 

Позже, после развала Союза, я переехала в Москву и несколько лет, продолжая сотрудничать с Латвией, представляла родное внешнеторговое объединение в России. В этот период меня уже начал серьезно интересовать собственный бизнес. Так возникла одна из крупнейших компаний того времени, российско-германское совместное предприятие. Диапазон наших коммерческих интересов был весьма широк, что было характерной чертой того периода, но меня особенно стало интересовать бурно развивавшееся строительное направление. Мы одними из первых наладили оптовую дилерскую сеть и стали поставлять в Россию и в ее бывшие союзные республики отделочно-строительные материалы, мебель и свет, электробытовую технику, швейные машины и швейную фурнитуру. Масштабные были времена... Но в грандиозность планов вмешался кризис, который и стал новой точкой отсчета для меня. Так моя черная полоса стала взлетной.

Весь мой жизненный опыт, все достигнутое, увиденное и прочитанное, все духовное, переданное мне в наследство моими предками, все знания, полученные за эти интересные годы, сложились в законченную картинку, в единое целое. Я снова пошла учиться, теперь в Международную школу дизайна, созданную Надеждой Лазаревой. Звезды встали на свои места. И пусть профессия дизайнера интерьеров не сразу стала моей судьбой, сегодня это не просто моя работа. Это – состояние души и память сердца. Именно поэтому мой профессиональный почерк узнаваем. Именно так, на уровне полученного опыта, знаний и ощущений, складывалось  мое понимание «французских  стилей», где неуловимо, но обязательно присутствуют и утонченное сибаритство, и эстетство, и любовь к уютному комфорту и неброской роскоши. Я могла бы сравнить стиль Шато с выдержанным дорогим вином – вкус его богатый и стойкий, с нотами неожиданности, но отдающий дань традиции, оставляющий особое послевкусие и обязательную тайну.

Чем для вас является процесс создания интерьера?

В моей недавно вышедшей книге «Автограф в стиле Шато» я много размышляю о профессии дизайнера и ее составляющих. Процесс создания интерьера сложен и многопланов, он требует большой душевной работы и всецелой самоотдачи создаваемому проекту. Является  ли он божественным даром, посланным свыше, или это такое же творческое состояние ума и души, как  написание музыки, художественного полотна, литературного произведения? А, может быть, это просто ремесло и зарабатывание денег? Думаю, в этом есть доля и первого, и второго, и третьего ... 
Но одно для меня совершенно очевидно: способность создавать прекрасный, индивидуальный и полный удивительных открытий особенный  мир – это бесценный  дар, великое счастье постижения художественного видения и гармонии. Процесс рождения Дома дает удивительную  возможность материализовать то, о чем втайне мечтают многие, рисуя в воображении картины идеального пространства для личной  жизни, найти то, что всегда ищем, мечтая о тепле и уюте семейного гнезда, и обрести, наконец, то, что будет любимо и дорого для нас, наших детей и внуков… А задача дизайнера – создать волнующую, манящую легенду, искусно совместив историю реальной семьи с  идеальной  мечтой, общепринятые ценности – с уникальными фамильными особенностями, заставив заговорить на языке их владельцев предметы интерьера. Соединить разные детали, нюансы и фактуры в единственно правильную композицию, найти точную и чарующую интонацию для каждой вещи, чтобы эта интонация отражала естественное и гармоничное взаимодействие мыслей и эмоций тех, кто живет в Доме. И сделать это хочется так, чтобы добрая магия хранила его обитателей от всех невзгод, дарила им покой, умиротворение, взаимную любовь и радость возвращения к родному порогу.
Жажда совершенства в творческом процессе лишает сам процесс условностей и предрассудков, что позволяет сохранить чувственность сердца, открытость души и непосредственность восприятия. Таковы необходимые составляющие моей работы. Каждый раз, приближаясь к самому заветному и потаенному, я посвящаю все мои силы и фантазию тем людям, для кого сочиняю волшебную сказку их собственного мира. 

Где вы ищете вдохновение?

Мой мир живет в постоянном движении и развитии. Я живу впечатлениями и эмоциями, очень люблю книги и много читаю, путешествую по миру, посещаю лекции, выставки, встречаюсь с интересными мне людьми, люблю посидеть с близкими друзьями, поделиться впечатлениями. Моя особая страсть – музеи и театры, общение с творческими людьми: актерами, художниками, фотографами, коллегами. Мой мир – это положительные энергии и позитивные люди, настроенные на созидание. И, конечно, огромную роль в нем играет процесс самообразования, получения новых знаний, которые, вне всякого сомнения, являются богатейшим источником вдохновения.
Я очень эмоциональный человек. Творческие идеи и ощущения  меня порой переполняют, их бывает так много, что иногда приходится заставлять себя останавливаться, уговаривая отложить дизайнерские находки до следующего проекта. Но именно эта энергия, эти бьющие через край фантазии и дают возможность  достигать того уровня  профессионализма и мастерства, который находит живой отклик и признание, позволяет перенести на холст будущего внутреннего пространства Дома мое внутреннее видение.

Из чего складываются ваши отношения с заказчиками?

Мои заказчики находят меня притяжением и родством души. Они такие же фантазеры и путешественники, как и я. Так же любят элегантный  комфорт и чувствуют энергетику вещей, созданных талантливыми мастерами, с любовью приобретают их, создавая вместе со мной собирательный образ своего будущего Дома.

Мы начинаем каждый раз с нуля. Борясь с сомнениями и трудностями, ставим перед собой, казалось бы, неразрешимые задачи: облечь в материальную форму самые дорогие воспоминания, сокровенные мечты тех, кому всецело посвящаем себя и свой труд.  Создать то, что тронет сердце и мысли, вложив в работу свою душу, опыт, профессионализм  и любовь. Глубочайшее внимание уделяется истории каждой семьи, их корням и истокам, и этот процесс настолько глубок, что случайному зрителю, возможно, покажется надуманным. Но мы являемся его заложниками.

Какие этапы вместе с заказчиком вы проходите, создавая уникальный интерьер?

Наши художественные замыслы мы передаем в различных техниках. Это могут быть визуализации, выполненные вручную, по детально проработанному дизайнером техническому заданию, на базе чертежей, представляющих трехмерные объемы помещений. Современные компьютерные программы позволяет создавать эскизы в сложносочиненных техниках, так называемые компиляции компьютерных визуализаций и ручных прорисовок. Убеждена, только такой вид подачи дизайн-проекта  способен передать энергетику будущего интерьера в классических стилях, детальную прорисовку не только всей композиции, но и отдельных элементов интерьера. Такой процесс создания визуализаций помогает нашим дизайнерам тщательно прорабатывать каждый квадратный сантиметр объема помещений, детализировать его поэлементное проектирование, контролировать на следующем этапе процесс создания рабочих чертежей для изготовления архитектурных элементов внутреннего оформления пространства и индивидуальной корпусной мебели. 

Кстати, эти работы, оформленные в последующем в багет, сами  собой уже являют достойное украшение интерьера, становясь частью истории Дома. Но даже самый лучший проект, состоящий из прекрасных эскизов и визуализаций, без присутствия в процессе Автора не получает его души, его настроения, теряет свою авторскую целостность. Поэтому заказчик, чувствуя  именно такое отношение к процессу создания проекта, как правило, принимает  все предлагаемые решения, понимая: все, что создается Дизайнером, создается как единый художественный образ. 

Ко мне не стоит обращаться за интерьерами из стекла, хрома и бетона. Я не стану заниматься проектом, который мне не интересен. Не буду вести авторский надзор в случае, если со мной над его реализацией не будет работать команда моих единомышленников: мои лучшие и самые талантливые, мои ученики, мои друзья.

Как бы вы определили суть профессии дизайнера?

Дизайн интерьера – это счастливая в своей жизненной мудрости профессия. Ей можно и нужно учиться  всю жизнь. И чем больше опыт прожитых лет – тем выше мастерство. В этом она сродни профессии Актера. Здесь каждый заказ – это новая роль. А каждая удавшаяся работа – это еще одна не зря прожитая жизнь!

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться