BRAFA не позволяет посетителям заскучать
интервью

BRAFA не позволяет посетителям заскучать

Представитель Брюссельской ярмарки искусства BRAFA в России Екатерина де Рошамбо-Лимонад рассказывает о наиболее ярких стендах

Что такое BRAFA? Одно из старейших и важнейших арт-событий года, проходящих в последнюю декаду января и предлагающее ценителям лучшие образцы классического, модернистского и современного искусства и дизайна. Под сводами памятника индустриальной архитектуры Tour&Taxis, ознакомившись с тем, что предлагают 133 галереи из 16 стран, вы можете буквально прожить несколько тысячелетий истории искусства со всех континентов. У гостей ярмарки также есть возможность посетить лекции ведущих специалистов в области искусства. И, конечно, найти новое вдохновение для себя и своих проектов: ведь буквально каждый предмет, представленный на BRAFA, способен стать самодостаточным центром, вокруг которого можно развернуть уникальную интерьерную историю…

Подробнее рассказать о знаменитой ярмарке, которая в этом году вызвала особый интерес, благодаря дебютному участию галереи «Эритаж» из России, мы попросили Екатерину де Рошамбо-Лимонад.

Около двадцати лет Екатерина работает на арт-рынке, сотрудничая с крупными зарубежными и российскими галереями, мастерскими скульпторов, художников и дизайнеров, инициирует проекты по культурному сотрудничеству России с другими странами. С 2009 года она является представителем Брюссельской ярмарки искусства BRAFA в России.



Как вы считаете, почему можно порекомендовать подобную выставку к посещению профессиональным архитекторам, дизайнерам интерьеров и декораторам?

Я убеждена, что ярмарки искусства так же важны для тех, кто работает в мире дизайна, а порой и более необходимы, чем мебельные салоны. Это два параллельных мира, которые подпитывают друг друга. Тем более что Брюссельская ярмарка искусства BRAFA, ежегодно проходящая в последнюю декаду января (в этом году в 64-й раз), удобно совпадает по датам с парижским Maison et Objet. В аллеях ярмарки можно встретить известных декораторов, например, Йовановича, Марино, Декарпентри, Хьюм, Ватле и многих других, не считая Акселя Вервордта, который уже на протяжении многих лет является участником ярмарки.


Расскажите немного об особенностях BRAFA по сравнению с другими подобными событиями, в каком направлении она развивается?

Есть ярмарки нишевые, например Design Miami/Basel, где продается коллекционный дизайн, Парижский салон старой графики Salon du Dessin или лучшая ярмарка современного искусства Art Basel. BRAFA же ярмарка широкого профиля, где представлено около 20 специализации, причем все они гармонично уживаются на соседних стендах (прим. на BRAFA отсутствует деление на разделы). Так здесь можно увидеть друг напротив друга романского грифона, смотрящего на работу Шагала, а фламандскую шпалеру 17 века по-соседству с экспозицией муранского стекла и скульптурой Генри Мура. Здесь приветствуется оригинальность как в оформлении стенда, так и в выборе экспонатов, но то, что остается неизменным, это строжайший отбор и проверка каждого экспоната веттинг комитетом из 100 независимых экспорта со всего мира. Это гарантирует аутентичность, степень сохранности предмета, провенанс, верную атрибуцию и качество. И BRAFA, как и сами бельгийцы, лишена лишнего пафоса и снобизма - попадая на ярмарку, вы сразу же ощущаете очень дружелюбную атмосферу.

Еще один важный момент, это широкий ценовой диапазон. Здесь есть как музейные вещи, так и вполне доступные, но качественные экспонаты.

Если смотреть на представленные на BRAFA 2019 предметы искусства именно с точки зрения их практичности, возможности использования в интерьере архитекторами и декораторами, на что вы посоветовали обратить особое внимание?

Безусловно, оптические панно Гизелы Колон на стенде La Patinoire/Valerie Bach остановили на себе взгляд каждого проходящего. Их стоимость варьируется от 20 до 60 тысяч евро.

На стенде парижской галереи Martel-Greiner, эксперта в области винтажного дизайна и скульптуры, представлена бронзовая «Лестница в рай» французского скульптора Даниэля Урде. Это однозначно одно из самых философских произведений ярмарки.

Стенд брюссельской Deletaille, эксперта традиционного искусства доколумбовой Америки, Африки, Океании и Индонезии – образец гармоничного и смелого сочетания искусства всех эпох. Если работа американского классика Джорджа Сигала узнаваема, то далеко не все экспонаты стенда можно с легкостью датировать.

Без внимания не осталась небольшая пантера Тьери Ван Рисвика на стенде эксперта в области анималистической скульптуры парижанина Хсавье Икхута (Xavier Eeckhout). Это как раз тот случай, когда на знаковое место совсем не обязательно размещать масштабное произведение: небольшой шедевр, подобный такой пантере, затмит все остальное. Не удивительно, что работа была продана в первый день выставки.

На стенде парижанки и потомственной галеристки Элен Байи (Hélène Bailly)

представлена интересная подборка графики мэтров ХХ столетия. Качественная графика – очень достойный и эстетский вариант. Также в эту галерею стоит идти за керамикой Пикассо (на стенде представлены некоторые образцы). И не стоит пугаться цен на нее: если вещь тиражная, то

стоимость может быть в пределах 10 тыс. евро.

Хрестоматийные предметы дизайна ХХ века стоит искать у брюссельской галереи Le Beau. В городе ее можно найти на Саблоне на одноименной улице.


Каждый по своему относится к коврам и гобеленам. Но тем, кто к ним благоволит, а я в их числе, рекомендую следить за галереями De Wit и N.Vrouyr.

Это бельгийские галереи с вековой историей и репутацией, а их коллекции представляют и классику и современность.


Многие продолжают соотносить стекло и керамику с тиражными вазами и тарелками. Но существуют и скульптуры из этих материалов, а также и серьезные коллекции. На BRAFA участвуют два ведущих мировых эксперта: парижанка итальянского происхождения Клара Скремини (Clara Scremini) и антверпенец Марк Хейрманс (Marc Heiremans). Последний специализируется на муранском стекле, как классическом, так и актуальном.

Страшное для многих россиян слово кунсткамера обычно ассоциируется с уродцами в банках. Но настоящий кабинет редкостей выглядит так (Porfirius Kunstkammer), и его можно собрать, исходя из интересов и пристрастий клиента.


А так выглядит качественная абстракция.

Что привезли на BRAFA 2019 московская «Эритаж»?

Нужно сказать, что галерея «Эритаж» уже достойно выступила на международной сцене, участвуя на протяжении нескольких лет в престижной ярмарке коллекционного дизайна Design Miami/Basel. Ее основным направлением является советский дизайн и художники русского зарубежья. Владелица галереи Кристина Краснянская с серьезным досье настойчиво подавала заявку на участие в BRAFA несколько лет и была принята экспертным советом в этом году.

По окончании ярмарки я общалась с Кристиной и она сказала, что очень довольна своим участием и приятно удивлена неподдельным интересом со стороны бельгийских коллекционеров по отношению к представленным ею экспонатам. Основной интерес вызывали вещи с советской символикой, например, в первый день вернисажа она продала стол из маркетри с серпом и молотом, а о столе с ружьями 30-х годов и о лампе из фарфорового бисквита, изготовленной ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов писали и зарубежные сми и говорили коллекционеры и коллеги галеристы. Контррельефы Галаджева, которые более привычны ценителям авангарда, также пользовались успехом.

Следующий выпуск BRAFA пройдет с 25 января по 2 февраля 2020 года, www.brafa.art

Войти в «Архидом»

Войти через соцсети
Еще нет учетной записи?
Регистрация

Забыли пароль?

Если вы забыли пароль, введите Логин или E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.

Ой, этот инструмент еще находится на стадии разработки

Поделиться