Интервью

Тамара Мурадова: Архитектор – это дирижер в оркестре

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Архитектор Тамара Мурадова – о влюбленности в свою профессию, соответствии дизайн-коду эпохи и о том, что бы она построила на Марсе

С чем был связан выбор профессии?

Для меня профессия архитектора всегда была окутана особой вуалью какой-то загадочности. Как-то, проходя мимо здания МАрХИ, я ощутила особую атмосферу этого места и буквально влюбилась в него. Так что решение стать архитектором появилось совершенно стихийно, это определенно была любовь с первого взгляда. И я безумно счастлива, что выбрала именно эту профессию.

Расскажите об основных этапах освоения профессии.

Я окончила кафедру градостроительства МАрХИ в 2007 году. Мне чрезвычайно повезло: моими преподавателями были лучшие представители профессии – Илья Георгиевич Лежава, знаковая фигура в градостроительстве последних пятидесяти лет, и Борис Бернаскони – представитель нового поколения архитекторов, чьи работы отличаются чистотой высказывания и провокационностью. После Мархи я проходила практику в Голландии, в роттердамском архитектурном бюро. По возвращению в Москву несколько лет работала в крупном бюро, где занималась в основном большими градостроительными объектами.

Кроме того, важным этапом своего становления я считаю участие в удивительной инициативе: в 2011 году появился институт Медиа, Архитектуры и Дизайна, где программным директором был Рем Колхас. В рамках данной исследовательской программы я была студенткой студии «Сохранение», которая фокусировалась на вопросах переосмысления сохранения материального и нематериального наследия. Мои  исследования были посвящены русскому авангарду, важнейшей части российского архитектурного наследия, которую незаслуженно обходят вниманием. В частности, я исследовала рабочие поселки того времени.

У вас имеется опыт обучения в России и стажировки за границей. Какова  разница в подходе к обучению архитекторов здесь и там?

Мне сложно оценивать современную систему образования: я училась в 2000-е годы, и за десять лет произошли кардинальные изменения. Мне кажется, что такие школы как Марш или Британская школа дизайна задают правильный вектор в профессии, создают качественную среду для студентов, вовлекают их в будущую профессию. Но относительно высшего образования в архитектуре – я бы советовала, если имеется такая возможность, получать его за границей, например, в Англии, Голландии или Швейцарии, где присутствуют стабильные и очень прогрессивные образовательные платформы.

Как вам кажется, существует ли принципиальное различие между архитекторами и дизайнерами старой школы и молодым поколением?

Я не наблюдаю никакого спора между ними. Наоборот, есть ощущение, что разрыв стилистический и интеллектуальный становится минимальным. Например, молодых архитекторов бесконечно вдохновляют работы Александра Бродского, а старшее поколение архитекторов охотно общается с молодыми, вовлекая их в свои практики или образовательные инициативы.    

Как должен действовать молодой архитектор, чтобы добиться успеха? Какие качества важно развивать в себе, а чего избегать?

Самое главное – это упорная работа, систематическая и почти медитативная практика. Очень важна насмотренность, поэтому стоит много путешествовать и изучать опыт на примерах объектов мировой архитектуры. Умение говорить об архитектуре, анализировать ситуацию и локальный ландшафт, продавать свои проекты – всему этому, к сожалению, нечасто учат в образовательных учреждениях. Поэтому тут очень важен практический опыт – сначала в составе большого бюро, а потом в рамках собственной практики.

Сформулируйте главную задачу архитектора. Какую цель он должен перед собой ставить?

Мне кажется, что архитектор – это дирижер в оркестре. Он главный менеджер в проекте, на котором замыкаются все звенья цепи. Он первоначально создает проект, разрабатывает его детально совместно с профильными специалистами, следит за качеством реализации. А цель, которую должен ставить перед собой любой архитектор, на самом деле очень простая – создавать комфортные пространства для людей; при проектировании – отвечать эстетическому коду того времени, в котором он проектирует.  

Над какими проектами вам больше всего нравится работать и что бы назвали проектом своей мечты?

Моя студия занимается только проектами общественного назначения, предназначенными для работы, учебы, отдыха, общения и т.д. Также в фокусе нашего внимания – объекты, имеющие аутентичный исторический контекст и охранный статус. Несмотря на то, что мы молодая студия, за пять лет практики нам удалось выработать свой метод при работе с подобными объектами: это очень деликатное вторжение в существующий дизайн-код, сохранение и его бережная трансформация. А проекта мечты у меня нет. Каждый новый проект – это важная история, в которую я погружаюсь полностью и проживаю каждый метр пространства.

Ваш источник вдохновения?

Меня вдохновляют минималистичные северные природные ландшафты: горы, долины, леса и озера с кристально чистой водой. Стараюсь раз в сезон убегать из городов в подобные путешествия и перезагружаться. Если проездом оказываюсь в местах, где есть культовые образцы архитектуры, то обязательно посещаю их и долго, медитативно изучаю. Мне не важно, в какой она создана стилистике, когда построена и кем. Если я вижу в здании душу, если объект будит во мне удивительные эмоции, наполняет созидательной энергией и расслабляет, то такие здания остаются в моем сердце надолго. Но я не признаю дизайна ради дизайна, грубого и слепого следования скоротечным трендам. Мне кажется диким создать форму ради формы. К сожалению, в современном мире такое случается довольно часто.

Кого бы вы назвали своим кумиром?

Я перестала создавать себе кумиров еще со времен окончания МАрХИ. Люди, которые меня вдохновляют и меняют, – это люди, которые меня окружают: самые талантливые архитекторы, фотографы, фешн-дизайнеры, художники, музыканты, дизайнеры, философы, журналисты и т.д.

Если бы вас выбрали первым архитектором, который должен застроить Марс, какой бы проект вы реализовали в первую очередь?

Я думаю, это был бы проект межгалактического бассейна. Удивительное место посреди огненных ландшафтов Марса, он напоминал бы по форме давно забытый всеми бассейн «Москва». Абсолютная форма окружности, наполненная кристально чистой водой с бирюзовым отливом, словно из самых высокогорных озер Швейцарии.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (663)
, Общественные интерьеры (224)