Мнение-Экспертиза

Советы экспертов будущим архитекторам и дизайнерам перед поступлением в вуз

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Июль и август – горячая пора не только для туристов, но и для абитуриентов, стремящихся осуществить свои чаяния – поступить в выбранный вуз и получить профессию мечты.
 
Одно из самых желанных, интересных, творческих и амбициозных направлений – это, вне всякого сомнения, дизайн и архитектура. Наших юных героев ждут вступительные экзамены и собеседования, победы и разочарования, новые знакомства и интереснейший опыт. А главное – впереди у них целая жизнь, полная ярких впечатлений и надежд! Сложная, но прекрасная пора – пора студенчества.
 
Мы решили внести свой вклад и помочь будущим профессионалам в этот нелегкий для них период времени. А что же может быть лучше и полезнее в этом случае, чем опыт и советы высококвалифицированных экспертов? Специально для абитуриентов и их родителей мы подготовили статью, в которой собрали мнения лучших профессионалов в области архитектуры и дизайна, занимающихся преподавательской деятельностью и любезно согласившихся ответить на наши вопросы.
 
Мы попросили их назвать главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы, перечислить дополнительные навыки, которые станут плюсом при поступлении и обучении, а также дать свои советы и рекомендации абитуриенту и отметить, что нужно делать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста.
 
Мы уверены, что эти бесценные советы пригодятся не только тем, кто поступает сейчас, но и тем, кто уже пробовал поступить, но не смог. Ведь практически все наши эксперты сходятся во мнении: главное – верить в свои силы, не сдаваться и по-настоящему любить дело, которому собираешься посвятить всю жизнь.
 
Виктор Корси
 
Корси Виктор Евгеньевич окончил МАРХИ в 1980 году. За 38 лет в профессии Виктор Евгеньевич прошел путь от рядового архитектора до главного архитектора крупнейшего проектного института Москвы. Занимает должность главного архитектора Российско-Французского проектного бюро по проектированию объектов зимних видов спорта. Получил дополнительное образование в области проектирования горнолыжных курортов во Франции.
 
Виктор Корси о себе: «Последние 17 лет совмещаю проектную практику с преподаванием в МАРХИ. Профессор кафедры архитектуры сельских населенных мест. Автор большого количества построенных объектов, в том числе к Олимпиаде 2014 в Сочи. Член Союза архитекторов СССР, член Союза Художников России. Лауреат премии МВД России за памятник героям-чернобыльцам в Москве (Митино). Уже вырастил около 200 молодых архитекторов в стенах МАРХИ, но не устал и не потерял к этому интерес».
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно?
Во-первых, надо сильно этого хотеть, и хотеть самому, а не родителям. Конечно, готовиться к поступлению заранее. Нужно четко понимать, какие профессиональные экзамены предстоит сдавать, и готовиться именно к ним. При этом остается важным иметь высокие показатели по ЕГЭ. В этот период надо честно для себя ответить на вопрос, обладаете ли вы пространственным воображением? Если нет, то лучше выбрать другую профессию. Второй момент: если вы можете хотя бы в течении недели не быть в творческом процессе, то эта профессия тоже не для вас!
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ и пр.)?
Большим плюсом на этом пути (почти самурая) для вас будет дополнительное образование, полученное до поступления: художественная или специализированная школа (типа СТАРТ), подготовительные курсы, уроки с педагогами и т.п. Как ни покажется странным, обязательны занятия спортом: вам понадобится крепкое здоровье, организованность и целеустремленность. Все это дает спорт! В это время лучше отказаться от проведения времени за компьютером или сократить его. Это не более чем инструмент, и тут важнее прямая связь работы мозга, фантазии и руки-карандаша. Компьютер вреден для развития творческого начала: он, а не вы, становится автором! Тем не менее в дальнейшем вы безусловно будете использовать этот могучий инструмент, но этот момент настанет не ранее, чем вы станете в этой паре главным, когда вы будете четко знать, что хотите от него получить.
Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
Самый трудный вопрос... Дать совет абитуриенту. Слушайте себя: вы точно хотите стать архитектором? Вы хотите постоянно придумывать что-то новое? Вы готовы к тому, что ваш мозг не будет отключатся 24 часа в сутки? Ваши сверстники, окончившие другие вузы,придя домой, будут смотреть футбол или посвящать время хобби, а в вашей голове будут продолжать роиться мысли о том, как вам улучшить планировку 2-го этажа, и что же наконец не так с северным фасадом. Это будет мешать вам заснуть, и с этим же вы вскочите утром, чтобы бежать на работу… И это не принесет вам грандиозных материальных благ, но даст ни с чем не сравнимую радость творчества. Если вы готовы к этому, то вам сюда, и вам не нужны ничью советы. Это, а еще труд, труд и еще раз труд обязательно приведут вас к успеху.
Что нужно делать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
Что нужно сделать с самого начала учебы? Дружить бескорыстно и крепко со своими сверстниками и коллегами и любить свой выбор. Карьерный рост не всегда связан напрямую с вашими профессиональными знаниями, но надо с самого начала ставить амбициозные цели, делать интересные проекты, формировать творческое портфолио и помнить, что в нашей профессии нет одного правильного ответа, их всегда несколько, потому что это искусство, магия. Если за годы обучения возникнут трудности в понимании окружающими вашего творчества, то не надо отчаиваться, ищите своего учителя. Это очень важно и такая возможность есть в институте, где много ярких личностей и прекрасных педагогов.
 
Елена Ермоленко
 
Елена Валентиновна Ермоленко – архитектор, доцент МАРХИ, кандидат архитектуры, член МСА, DOCOMOMO. Окончила МАРХИ с красным дипломом, с 2009 преподает Современную архитектуру на Дневном и Вечернем факультетах, ведет группы архитектурного проектирования со студентами бакалавриата и магистратуры МАРХИ по направлению «Теория архитектуры», читает спецкурс для студентов, поступающих в магистратуру МАРХИ.
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно.
Мотивация или стремление ребенка поступить в вуз – это важнейшее условие, без этого ничего не получится. Но есть еще ряд важных моментов, о которых хотелось бы упомянуть.
Первое. Мы все понимаем, что специальная подготовка в творческие вузы – сложное и, зачастую, длительное дело. Родители, зная особенности своего ребенка, должны правильно оценить время, необходимое для овладения спецпредметами.
Второе. Помните, что у каждого вуза есть дни открытых дверей, сайты, на которых есть вся подробная информация о поступлении, требованиях и критериях оценки. Не поленитесь, посмотрите, проанализируйте, сравните свои работы с представленными на официальном сайте вуза. Так вы сможете понять свои сильные и слабые стороны.
Наконец, третье. Слушайте себя. Никакая подготовка и навык не помогут поступить, если ребенку не близко то, чем он занимается.
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ)?
Я считаю, что любые приобретенные знания не бывают лишними, они важны и они обязательно пригодятся: любые дополнительные навыки и умения станут частью ваших будущих достижений. Отдельно мне хотелось бы отметить то, что сегодня совершенно обязательно в любой профессии – это владение иностранными языками. Английский сегодня – это универсальный международный «рабочий» язык. Учите иностранные языки! Пригодится. Архитектурные программы? Да, безусловно. Если вы свободно владеете профессиональными программами, то обучение и работа будут проходить легче. Разумеется, нельзя не отметить то, что ребята, которые заканчивали художественные школы или обучались дополнительно легче "втягиваются" в творческие дисциплины. Однако для поступления в институт это не является обязательным условием.
Советы и рекомендации абитуриенту.
Основной совет абитуриенту прост: работайте, трудитесь, не останавливайтесь на достигнутом – всегда можно сделать лучше. Я бы хотела подчеркнуть: одного таланта мало. Нужно впахивать, работать, добиваться уважения в профессии. Нужно растить в себе профессионала с самого начала поступления в институт. Нужно быть заинтересованным в профессии.
Что нужно делать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
Современный профессиональный мир живет интенсивной жизнью. Проводятся конкурсы, тендеры, различные мероприятия, в которых молодые студенты могут участвовать и имеют прекрасную возможность заявить о себе, проявить свою креативность. Я бы посоветовала студентам с самого начала обучения следить за подобными событиями и смело в них участвовать. Кроме того, сегодня существует много обучающих программ и курсов, которые доступны и важны для будущей профессии.
Резюме
Наконец, обязательное и, может быть, самое важное – нужно следить за профессией. Встречи с известными архитекторами, многие из которых читают лекции, проводят ворк-шопы и мастер-классы – никогда не упускайте шанса посетить их, послушать лекции, поверьте, многие из них поистине уникальны. Мир архитектуры сегодня – это стремительное сменяющие друг друга стили, концепции, появление все новых и новых возможностей. Для того, чтобы проектировать, нужно не просто любить профессию, нужно понимать ее и знать, КАК сегодня развивается современное зодчество в мире. И не бойтесь создавать что-то новое, расширить рамки или даже выйти за них. Помните: вам предстоит проектировать архитектуру для будущего.
 
Михаил Дуцев
 
Дуцев Михаил Викторович – доктор архитектуры, советник РААСН, заведующий кафедрой Дизайна архитектурной среды Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), профессор кафедры Архитектурного проектирования ННГАСУ, ведущий научный сотрудник отдела проблем теории архитектуры НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства – филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России». Доктор архитектуры. Художник-график, член Союза Художников России (секция графики). Работает пастелью (городской пейзаж).
 
Основные области научных интересов: художественная интеграция в новейшей архитектуре, актуальные архитектурно-художественные концепции и методы концептуального проектирования, художественные ресурсы современной городской среды. Автор более 70 публикаций по проблемам архитектурно-художественных взаимодействий в архитектуре. Сотрудник Архитектурной мастерской ННГАСУ. Автор в составе авторского коллектива более 50 проектов и построек.
 
Михаил Дуцев о себе: «В профессии с 2002 года (одновременно начал практическую деятельность и преподавательскую). Творческое кредо формулировать не возьмусь, но честно признаюсь, что отношусь к профессии в большей степени как художник. Это сейчас не модно. Очень высоко ценю вкус, чувство меры, эмоциональность. Эти моменты никак нельзя заменить никакой прагматикой, логистикой и прочей, безусловно, нужной ерундой. Художественная форма все собирает в архитектуре. Если обратить внимание даже на зарубежных коллег, которые как бы дистанцируются от вопросов художественных, то мы обнаружим очень высокий уровень вкуса, владения формой, понимания пространства, видения сценариев восприятия и прочее. Можно просто не говорить об этой художественной составляющей, оставляя это за скобками, но присутствовать и работать она должна».
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно?
Мне думается, что главное – это оценка не своих возможностей, что по существу остается тайной для любого человека всю жизнь, а прежде всего желания! Здесь вас могут подстерегать ошибки. Например, люди часто путают художественные и архитектурные вузы. Сегодня часы на рисунок и живопись значительно сокращены, так что, если поступающий хочет развиваться именно в изобразительном искусстве, то лучше пойти в художественный вуз.
Конечно, хочется порекомендовать ребятам заниматься самообразованием, но так, чтобы это не вызвало отторжения. Просто нужно внимательнее присматриваться к своему повседневному окружению, анализировать, фотографировать, читать, смотреть материал в интернете... Кстати, сегодня интернет – это очень хороший ресурс, даже социальные сети дают качественную информацию (если уметь ее сортировать). Особенно это важно в поездках. Не секрет, что по-прежнему все ходят по туристическим местам и мало видят современную архитектуру, искусство и прочее. А нужно все же замечать… Хотя бы начинать замечать.
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ и пр.)?
Компьютер – безусловно. Это черта времени, во многом вынужденная, продиктованная рынком. Пишу это без энтузиазма, просто как ответ реалиям. Языки – да. Сейчас с этим никаких проблем нет. Нужно обязательно учить английский. Я выступаю за художественную подготовку. Уверен, что надо хорошо рисовать. Также я рекомендую интересоваться всем новым и читать. Сейчас литературы много, она доступна. Вероятно, она не всегда интересна людям, еще не вошедшим в профессиональную среду. Честно признаюсь: мне самому скучно бывает читать переводные книжки, которые сейчас так активно издаются. Я бы все же посоветовал читать отечественных авторов: архитектуроведов, искусствоведов, периодику, в конце концов.
Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
Тут советами не всегда можно помочь! У меня есть ощущение, что ребята после школы приходят в университет не повзрослевшие. А все же профессии архитектора или дизайнера архитектурной среды предполагают некое понимание жизни, ее проблем, погруженность в них. Но посоветовать всем поступающим в раз повзрослеть я, наверное, не могу! По европейскому опыту, с которым мне удалось ознакомиться в Политехнике Милана, я сделал вывод, что ребята там попадают в вуз более взрослыми, и их выбор более осознан. При этом впечатляют знания в области истории искусств и архитектуры и т.д., которые они получают еще в «школе».
Не знаю, насколько себе можно представить все сложности обучения и последующей работы заранее: бессонные ночи, постоянный компьютер перед глазами, сроки… Но попытаться можно. В общем, должен присутствовать определенный фанатизм по отношению к будущей профессии. Хотя, повторюсь, в таком возрасте, сразу после школы, это сложно понять.
Что нужно делать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
Нужно учиться старательно и искать себя, свою особенность. По сути, мы и должны найти то, что отличает именно данного студента как автора произведения. Со словосочетанием «карьерный рост» я бы поспорил: куда нужно расти и зачем? Сделаю акцент на другом. Сейчас сложное время в профессии. Вне столиц не всегда есть действительно творческие задачи. Выскажусь прямо: сейчас не лучшее время для работы…
Но зато сейчас хорошее время для учебы, для получения качественного и длительного образования. В этом плане я бы советовал постепенно задумываться о магистратурах (уже по интересующему профилю). Возможно, о магистерских программах за рубежом.
 
Евгения Петрашень
 
Петрашень Евгения Павловна – архитектор-художник, выпускница Санкт- Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Опыт работы по профессии – 18 лет, преподавательский стаж – более 12 лет. Основное место работы – Санкт-Петербургский государственный университет. Должность – старший преподаватель, руководитель программы «Дизайн среды». Общественная деятельность – Заместитель председателя Совета по ландшафтной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов и Объединения ландшафтных архитекторов, соучредитель и главный архитектор ООО «Архитектурное бюро «Наследники Бенуа».
 
Евгения Петрашень о себе: «Главная задача – сохранение и преумножение традиций формирования идеальной среды для жизни человека, сочетающей красоту, комфорт и другие аспекты в оптимальных пропорциях для каждого конкретного случая, как это удавалось моим предкам, архитекторам Николаю и Леонтию Бенуа. Эта задача решается во всех трёх формах моей работы, а концепции «идеальности» постоянно исследуются и совершенствуются, что отражается в моих научных публикациях и докладах на конференциях, часто совместных с коллегами и единомышленниками – преподавателями и студентами программы «Дизайн среды» СПбГУ. Мои реализованные проекты в основном выполнялись для частных клиентов, так что широкой публике они пока не доступны. Исключением является участие в проектах восстановления Ораниенбаумского парка и капитального ремонта Полежаевского парка, но это было до создания собственного бюро. Кроме того, с моей помощью в СПбГУ появились два уникальных кабинета Восточного факультета – Тайский и Японский!»
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно?
Меня всегда удивляет, когда абитуриенты приходят на экзамены, не побывав ни на одной консультации или дне открытых дверей! Некоторые даже не читали программу экзаменов на сайте СПбГУ. Очевидно, что успешно пройти творческий конкурс, не зная требований к работам, почти невозможно!
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ и пр.)?
Главное – это, конечно, художественная подготовка. Но речевые навыки также важны, и их нам призваны показать результаты ЕГЭ по Русскому языку и Литературе. А потом важно будет всё: здравый смысл и общая эрудиция, начитанность и понимание междисциплинарных связей профессии, знание иностранных языков и различных компьютерных программ. Однако всё уметь или всё делать самому – это не одно и то же. Поэтому главный навык, который потребуется после завершения обучения – это умение работать в команде, чтобы сильные стороны каждого удачно дополняли друг друга.
Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
Мне кажется, что до поступления важно понять, как живут представители той профессии, которую вы хотите получить, «примерить» их образ жизни на себя, ведь если вам он не подходит, то и успешно работать вы вряд ли сможете.
Что нужно делать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
С самого начала учёбы необходимо не допускать эффекта «снежного кома» заданий к сессии. Кажется, что это банально, но этот же навык позволит вам работать эффективно и в будущем!
 
Эльмира Ахметшина
 
Ахметшина Эльмира Габдулловна – кандидат педагогических наук, доцент, член Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», обладатель бронзовой медали Российской академии художеств «Достойному» за вклад в развитие художественно-дизайнерского образования РФ.
 
Эльмира Ахметшина о себе: «Преподаю в вузе в области художественно-дизайнерского образования в течение вот уже 27 лет. За это время прошла путь от заместителя декана художественно-графического факультета Набережночелнинского государственного педагогического университета до ректора Камского института искусств и дизайна, осуществляющего подготовку в области архитектуры и дизайна. В настоящее время совмещаю эту должность с должностью заведующей кафедрой дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Разработала и внедрила преемственную систему художественно-дизайнерского образования. Эта авторская система многоступенчатого художественно-дизайнерского образования была разработана лично мной в 2000 году. Сегодня по моей авторской методике работает Детская академия искусств и дизайна. У нас открыто восемь филиалов, в которых обучается около 500 детей возрастом от 2 до 16 лет. Под моим руководством был открыт Колледж дизайна. Это следующая ступень образования. Была разработана программа для старшеклассников, которые выбрали профессию дизайнера на базе 9 класса. По данной программе они получают среднее профессиональное образование по направлению «дизайн». Также мною была разработана авторская методика обучения дизайну в системе высшего профессионального образования. Помимо этого, я разработала несколько программ повышения квалификации в системе художественно-дизайнерского образования для уже действующих педагогов. Где и с какими категориями людей я бы ни работала, главное мое кредо – сделать так, чтобы пришедшие ко мне люди не разочаровались, получили максимум знаний и затем успешно реализовались в выбранном направлении».
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно? Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
Что можно посоветовать абитуриенту? Ну, во-первых, если вы чувствуете, что дизайнерство, изобразительная деятельность, художественное творчество – это ваше, и вы хотели бы этим заниматься всю свою жизнь, и ничем другим, то, конечно, нужно постараться добиваться своей поставленной цели. Если вы все-таки упустили момент своевременного начала художественной подготовки, не надо бояться: бывает и так, что абитуриент не имеет очень хорошей художественной подготовки, но способности его позволяют ему достаточно быстро освоить какие-то базовые основы и подготовиться к вступительному экзамену. Но здесь хотелось бы предупредить тех ребят, чья подготовка была достаточно быстрой: если вы освоили непосредственно только те задания, которые будут на вступительных экзаменах, и даже смогли их выполнить на хорошем уровне и поступить, после начала обучения необходимо заниматься дополнительно. Напомню, что во всех вузах есть дополнительные курсы, или вы можете посещать какие-то занятия вне института… Набирать общую художественную подготовку обязательно нужно, потому что учиться вы будете с теми, кто готовился намного дольше, имеют лучшие навыки и лучше готовы к решению задач, которые вам будут ставить во время обучения. Их нужно догонять, нужно конкурировать с ними в этой студенческой среде. Если вы учитесь на бюджете, это будет сказываться обязательно на стипендии, для получения которой нужно сдавать сессии без троек. Поэтому хочется пожелать абитуриентам не отказываться от осуществления своей мечты, от своей цели, в любом случае пытаться решить поставленные задачи по поступлению в вуз.
Второй совет – быть максимально собранным. Нужно провести мониторинг сайтов всех вузов, где есть факультет дизайна, ознакомиться с отзывами выпускников, изучить преподавательский состав, его качественную составляющую, узнать, есть ли среди преподавателей заслуженные художники, члены творческих союзов, кандидаты и доктора наук, посмотреть материально-техническую базу сайта института, потому что, к сожалению, сегодня есть вузы, которые открывают факультет дизайна, не имея для этого хорошей базы. Они могут предлагать меньшую стоимость обучения, не стоит на это обращать внимание. Нужно выбирать достойный вуз, с хорошим рейтингом, с хорошими отзывами. Нужно смотреть также и отзывы работодателей: котируется ли диплом, выдаваемый этим вузом? Бывают вузы небольшие, но с хорошим авторитетом. Вот почему я рекомендую провести тщательный анализ всех вузов, которые предлагают обучение по направлению «дизайн», и сделать достойный выбор. Несмотря на то, что существует возможность подать документы сразу в большое количество вузов, мне кажется, нужно выбрать не больше двух – трех, обязательно предварительно изучить расписания вступительных испытаний выбранных вузов, чтобы экзамены не совпадали.
Обязательно оцените количество поданных заявлений, посмотрите, на каком месте в рейтинге по ЕГЭ вы находитесь. Если вы нашли себя очень низко, а ваша цель при этом – попасть на бюджет, то вероятность успешно добиться своей цели в этом случае небольшая. Во всех вузах сегодня есть так называемое обучение по договору, или по контракту, иными словами – платное. Обязательно нужно предварительно ознакомиться с ценами и предусмотреть запасной вариант, к которому придется прибегнуть в случае, если вы не сможете поступить на бюджет. В целом, я бы рекомендовала в течение всего последнего года в школе системно проводить такой анализ, изучать вузы, специальности, профили, направления, востребованность специальностей и направлений. Сегодня, к примеру, я могу сказать, что востребован средовой дизайн, ландшафтный дизайн, графический дизайн, веб-дизайн. Определите для себя, какое направление подходит именно вам, и действуйте.
Что нужно делать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
Отвечая на последний вопрос, хочется сказать, как бы банально это ни звучало, что во время учебы нужно учиться. Многие студенты, поступив в университет, считают, что диплом уже у них в кармане, начинают устраиваться на работу, и это приводит к провалу на сессии или потере стипендии. Здесь нужно четко понимать: зачем вы пришли в институт? Ели вы пришли за знаниями, нужно постараться избегать, особенно на первом и втором курсе, трудоустройства. Работать и учиться, совмещать эти два дела, оказывается очень сложно. Студенты иногда переоценивают свои силы и возможности. Еще раз напомню, что обучение дизайну – это очень трудоемкий и длительный процесс. Творческие задания выполняются долго. К сожалению, а может и к счастью, у нас нет пока такой системы обучения, в рамках которой можно было бы просто послушать лекцию, почитать учебник, подготовиться к экзамену и потом просто его сдать. У нас очень большая практическая составляющая, и это надо учитывать. Нужно принять во внимание и возможности семьи: могут ли ваши родители содержать вас в течение этих четырех лет. Сможете ли вы посвящать все время учебе, и «протянуть» период обучения, не устраиваясь на работу. По ходу учебы желательно не откладывать на последний день выполнение заданий. Вуз – это не школа, здесь никто не будет вас контролировать, ведь предполагается, что человек, пришедший в университет, уже имеет достаточный уровень сознательности, который позволит ему организовать процесс обучения. Многие студенты, откладывая выполнение заданий, спохватываются только к началу сессии, и начинают в спешке готовиться к экзаменам и выполнять задания. Все это приводит к повышенному нервному напряжению и плохому качеству знаний и не способствует успешной сдаче сессии. Поэтому мой совет: делайте все вовремя, и тогда вы достигните отличных результатов.
 
Ксения Бандорина
 
Бандорина Ксения Валерьевна – доцент Санкт-Петербургской Художественно-промышленнной Академии им. А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения. Стаж в профессии – 20 лет, преподавания в Академии – 9 лет. Выпускница СПГХПА им А.Л. Штиглица, экс-редактор журналов Salon Interior, «Частная архитектура», «Новая квартира», газеты для дизайнеров 4ROOM, эксперт дизайна и историк искусства, лектор и автор научных и публицистических статей о дизайне. Обладатель премии «Женщина в дизайне».
 
Ксения Бандорина о себе: «Главная задача работы – возрождение и поддержание статуса российского дизайнера как профессии интеллектуальной и требующей высокой квалификации. Поэтому все, что я делаю, продолжая начатое моим папой, профессором дизайна В.Г. Бандориным, как деканом факультета Дизайна в Академии, направлено на интеллектуальное воспитание и обогащение дизайнеров. Вспахиваем молодое сознание, засеиваем классическими семенами дизайна и прививаем селективные побеги трендов и технологий, ведь без истории и теории дизайна ни один дизайнер не сможет стать полноценным профессионалом (он, конечно, может думать обратное, но выглядит это всегда забавно). Профессия дизайнера – интеллектуальная, и успешность (настоящая, а не «пиар Микки-Мауса») зависит от развитости его мозга и знаний. Практику черчения и просчетов, подбора оборудования можно технически наработать за пару сезонов или поручить умеющим, а знать и мыслить можно научиться только посредством процесса взаимного обмена и обучения».
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно?
Перед поступлением главное «снять корону» и прийти с пониманием, что в «Муху» поступают в этом году все: и талантливые, и трудолюбивые, и целеустремленные. Будет дизайн-батл, возможно первый и серьезный в вашей жизни. Очень полезно будет заранее прийти и попробовать себя в залах, где будут проходить творческие экзамены (узнать, где лучше стоять, где какой свет), пообщаться с преподавателями, а также с теми, кто уже поступал и не поступил. Последние, конечно нагонят страху и пафоса, но их опыт вам очень пригодится.
Просто помните, что вы будете соревноваться с начинающими, но уже с профессионалами, и сдавать профессиональные экзамены: рисунок, композицию. Отличный академический рисунок будет во многом решающим на экзамене: именно он продемонстрирует ваш творческий ресурс и общую культурную подготовленность.
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ и пр.)?
«Муха» или «Штиглица»… Как бы ни менялось наше название, суть подготовки остается неизменной много лет: мы готовим профессионалов в самом серьезном понимании профессии. Это проектировщики, которые обладают уникальным умением работать в разных направлениях. Никаких бонусов при поступлении нет, однако знание языков, программ и другие дополнительные навыки станут вашими личными помощниками, благодаря которым вы сможете вырваться вперед в процессе обучения или работы. На экзаменах все равны, и все по «гамбургскому счету».
Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
Дизайнером могут быть не все и не каждый – к этой работе должна быть предрасположенность, которую можно развивать, и дизайну надо учиться. Прежде чем выбрать специализацию, узнайте, в чем именно состоит рутина этого направления, ведь дизайн – это отнюдь не ежечасное творчество и креатив, по большей части – это техническая работа. Дизайн – это профессия культурной элиты, и, помимо ее особого статуса, подразумевается элитный, то есть высокий уровень базовых культурных компетенций: учитесь до учебы и рисунку, и истории искусств, и истории культуры.
Что нужно знать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
Самое главное – быть готовым к работе и помнить, что студенчество, каким бы романтическим оно не казалось, – это в первую очередь работа на себя самого. Пожалуй, это единственное время, когда вы будете работать только на себя. Воспользуйтесь шансом и нашими ресурсами – опытом и знаниями ваших педагогов – здесь и сейчас. Больше учить вас никто не будет. Дальше будут собственные ошибки и собственный опыт, зачастую болезненный. В компетенции дизайнера более десятка качеств, прописанных в кодексе дизайнера, и было бы хорошо не просто ознакомиться с ними, а работать по ним. Очень часто я сталкиваюсь с тем, что из стен учебных заведений выходят дизайнеры, которые не знают ни брендов, ни салонов, ни компаний, с которыми им надо работать как с поставщиками, не имеют ни навыков деловых переговоров, ни даже азов нормального вежливого человеческого общения. Их формат – «я дизайнер, я так вижу».
Резюме
Дизайнер должен быть бизнесменом и маркетологом, знать, что востребовано и кем, понимать свой рынок и конкурентов, иметь навыки общения внешние и внутренние при работе с клиентом или в команде.
 
Сергей Горчанинов
 
Горчанинов Сергей Олегович – доцент кафедры интерьера и оборудования Академии Штиглица. Опыт преподавания в академии – более 13 лет. Основные направления работы на кафедре: подготовительные курсы, курс пропедевтики и основ композиции, ведение дисциплин дизайн в интерьерах и проектирование стадии «АИ».
 
Сергей Горчанинов о себе: «Мое кредо – постоянное саморазвитие в профессии: учить других и учиться самому. Личный опыт проектирования я получил, работая в архитектурной студии после окончания Академии Штиглица. В дальнейшем начал частную практику проектирования интерьеров. За плечами – большое количество проектов, как частного премиального интерьера, так и различных общественных интерьеров».
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно?
Абитуриент художественного вуза – это всегда «Витязь на распутье». Многие в силу юного возраста или же сомнений, присущих творческим личностям, не могут определиться с направлением подготовки. А это важно, так как, несмотря на похожесть курса введения в композицию (пропедевтика), на разных кафедрах в течение дальнейшей учебы отличия становятся значительными. Человек выбирает себе специальность «на всю жизнь». С другой стороны, подобное происходит и в других направлениях образования. Но все же в нашем случае абитуриент сразу выбирает, кем он хочет быть: художником по металлу или промышленным дизайнером. В курсе подготовке абитуриента я стараюсь максимально показать нашу специальность проектирования интерьера со всех сторон, без всяких прикрас, чтобы выбор был осознанный, а не основанный на мимолетном порыве. Ведь архитектура не прощает ошибок, в том числе и в выборе ее как специальности.
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ и пр.)?
Чтобы абитуриент был уверен на экзаменах, конечно, он должен иметь мало- мальски базовый художественный уровень: «уметь рисовать». Но прежде всего он должен уметь фантазировать! Хотя нынче модно это называть креативностью. Без этого что-то продемонстрировать на экзамене по композиции абитуриент просто не сможет. Безусловно, речь идет о совокупности навыков: нужно уметь рисовать, ориентироваться в поставленной задаче, обладать смекалкой и не бояться выдумывать. Стоит учитывать, что наше направление архитектурное, а значит серьезности ему тоже не занимать. Для молодых людей без специального среднего образования многие оно может показаться сложным. Конечно, мы предпочитаем, чтобы абитуриент имел определенный прикладной опыт художественного училища, помимо художественной школы. Ну а если это школьник, то он должен как можно раньше начинать заниматься у нас. У нас для этого даже появилась Детская академия.
Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
Ключевыми моментами при поступлении будут, безусловно, творческие, художественные навыки. Но любые знания тут только в помощь. Если абитуриент эрудирован, он легче ориентируется в творческих испытаниях. Он способен применять свои реальные знания, оперируя языком графики. И его уровень будет заметен во всем, что он изображает. Пренебрегать не надо ничем. Но с другой стороны распыляться на все подряд тоже не стоит. Компьютерные программы абитуриент успеет изучить уже во время учебы у нас.
Что нужно знать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
Один из ключевых моментов успешной эволюции от студента до профессионала – это сбор собственного портфолио с самого начала обучения. Умение систематизировать свои наработки и грамотно их презентовать – вот ключевой элемент успеха на современном рынке. Конкуренция в сфере дизайна сейчас очень высока, и умение презентовать себя необходимо даже абитуриенту.
 
Владимир Санжаров
 
Владимир Санжаров о себе: «Когда ровно 55 лет назад я поступал на градостроительный факультет ЛИСИ, все было по-другому. Не было такого ажиотажа при приеме, не было платного обучения и, не побоюсь этого слова, ЕГЭ. Мы не подавали заявления в несколько институтов, желая стать художником, инженером и ветеринаром одновременно. Родители мои не бились в истерике, хотя, будучи врачами, они уже видели меня за хирургическим столом, а я решил стать архитектором. Это был зов сердца, и они спокойно согласились. Никто не давал мне умных советов. Я прошел подготовительные курсы. У меня был опыт школьной художественно- творческой самодеятельности, и друзья, которые также, как и я, мечтали о творчестве. Все произошло, как мне сейчас кажется, просто и без особых проблем, хотя был приличный конкурс, конкуренция и, конечно, волнение. Хотя я не исключаю, что нынешнему поколению абитуриентов мои рассуждения покажутся несколько наивно-романтическими.
Я архитектор и дизайнер. Для меня две этих профессии объединены одним содержанием – это проектирование. Проектирование среды для жизни, проектирование необходимого предметного содержания этой среды, в конечном счете – проектирование жизни в этой среде. В пределах своих компетенций, конечно. Проектирование – это понимание задачи или проблемы, нахождение способа и формы ее решения, предвидение последствий этого решения и собственной ответственности за его результат. Мою профессиональную жизнь можно условно разделить на три периода, которые длятся лет по 15 – 20 каждый.
Все советское время (1969 – 1989) я работал в огромном НИИ, который проектировал все – градообразующий объект, город рядом с этим объектом, дома в этом городе, интерьеры в этих домах, сады и парки вокруг них. Очень хорошая школа.
Все «лихие 90-е» и начало нулевых (1990 – 2003) я был фрилансером. Делал разное – фирменные графические стили, оформление витрин, выставки и новогодние украшения. И, конечно, интерьеры. Так получилось, что я почти не работал с жилыми объектами. Все больше это были торговые пространства, тоже объектов двадцать, в основном в Москве.
В этот же период был руководителем СПб Союза дизайнеров (1995 – 2007). Это отдельная тема, интересное, как ни странно, дело, которое помогло мне познакомиться и подружиться со многими замечательными людьми – дизайнерами, архитекторами, художниками – по всей России.
С 2003 года и по сегодняшний день я работаю в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Это новый педагогический опыт, дающий возможность поделиться собственным практическим опытом с молодыми людьми. Это интересно, не всегда благодарно, но увлекательно».
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно?
Невозможно поступить без: > Сильного желания сделать это, на основании внутреннего убеждения, что ты предназначен именно для этой профессии. > Хорошей предварительной творческой подготовки (и это не только и не столько владение рисунком и живописью). > Понимания сути и смысла будущего дела и разумной оценки собственных сил и готовности.
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ и пр.)?
> Конечно, если уже есть некий опыт владения актуальными или креативными программами, это будет полезным, потому что просто компьютерные навыки есть сейчас у всех. > Полезнее иметь навыки творческого рукоделия, работы с разными подручными материалами, конструирования, моделирования, предметно-пространственного фантазирования. > Наверное, немаловажным являются навыки коллективного взаимодействия, общения, способность свободно выражать свои мысли, идеи, принципы.
Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
> Не путайте просмотр передач ТВ-канала «Бобер» с процессом постижения тонкостей дизайна и архитектуры, хотя там и есть кое-что интересное. > Работайте над собой: никакой внешний имидж не скроет внутренней серости, ограниченности и бескультурья.
Что нужно знать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
> Нужно работать системно и главное – с удовольствием. Только так можно сформировать в себе профессиональный уровень, позволяющий решать все возрастающие по сложности творческие задачи. > Быть в теме, быстрее входить в профессиональный контекст: остро чувствовать новое и понимать традиции, узнавать систему ценностей и этику отношений, представлять границы своей ответственности. > Быть на виду, быть творчески и профессионально активным, быть в нужном месте в нужное время, больше знать и уметь, стараться быть надежным и успешным.
 
Дина Шайдуллина
 
Шайдуллина Дина – член Союза дизайнеров России Татарстанского отделения, руководитель Казанской школы дизайна при КФУ, владелец рекламного агентства для продвижения архитектурно-дизайнерской среды РТ, Член правления Союза дизайнеров России.
 
Назовите главные моменты, которые должен учитывать абитуриент при поступлении, чтобы правильно оценить свои силы: без чего поступить невозможно?
Очень сложно поступить без знания основ рисунка, композиции и черчения. Абитуриент должен быть подготовлен. Детям, которые не ходили на занятия, имеют слабые навыки, зачастую не удается поступить. А вот упрямые, целеустремленные дети берут частные уроки по рисунку или идут на курсы в Казанскую школу дизайна.
Какие дополнительные навыки станут плюсом при поступлении и обучении (знание языков, программ и пр.)?
Так как наша кафедра дизайна находится при федеральном вузе, то большим плюсом при поступлении является победа (1 место) во всероссийских олимпиадах. Это достижение позволяет абитуриенту поступить на бюджет, не сдавая экзаменов: ни ЕГЭ, ни внутренние испытания. Абитуриенты, которые часто участвуют в олимпиадах и конкурсах (например, с 8 по 11 класс), – более талантливые и целеустремленные!
Ваши советы и рекомендации абитуриенту.
Совет абитуриенту: в каждом университете действуют свои правила при поступлении, поэтом я всегда очень рекомендую записаться на курсы при вузе. Еще один важный совет – верить в свои силы и никогда не сдаваться. В этом году были случаи, когда дети уходили с летних краткосрочных курсов, потому что они считали, что им ничего не понятно, нервничали, и это заставило их бросить учебу на полпути...
Что нужно знать с самого начала учебы, чтобы получить хороший старт для карьерного роста?
Для построения успешной карьеры в области архитектуры и дизайна необходимо быть целеустремленным и обладать обширными знаниями, иметь хорошую практику в известных дизайн студиях, изучать многие компьютерные программы по дизайну во время учебы в институте. Дизайнер – это та профессия, в которой учишься всю жизнь! Нужно обязательно посещать международные и российские выставки, музеи, семинары и мастер- классы. Нужно научиться быть психологом: это пригодится для общения с клиентами и рекламщиками, а также при продвижении своих услуг в соцсетях. И, конечно же, необходимо знать законы о защите авторских прав, о патентах и пр. Все это – важные моменты, которые помогут вам добиться успеха в профессии.
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (649)
, Общественные интерьеры (219)