Мнение-Экспертиза

Как не попасться мошенникам

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Недавно в среде дизайнеров и поставщиков прошумел скандал: дизайнер выплатил около пятнадцати тысяч евро за мебель, но не получил товар. Итальянская фабрика, которая должна была доставить мебель, на гране закрытия. Представитель в Москве, выступивший как посредник, не может решить вопрос о поставке. Что же делать дизайнеру в таких обстоятельствах и как избежать мошенничества? Профессионалам хорошо известно, что этот случай далеко не первый на нашем рынке. Рассказывают эксперты.
Александр Юдин, генеральный директор компании «Интерьеры экстра-класса»:
 
«Обращаться можно только к официальным дилерам»
 
Никогда нельзя обращаться к агентам для приобретения продукции. Обращаться можно только к официальным дилерам, у которых есть юридическое лицо, шоу-румы и так далее: все, что нужно для ведения легального бизнеса. Обратите внимание: официальные представители не имеют права осуществления торговой деятельности на территории Российской Федерации. Либо они должны быть зарегистрированы в Минюсте и открыть ООО. А вот все, что продают агенты – это нелегальная продажа продукции на территории России. Легальная покупка – это всегда договор с подписью директора и бухгалтера компании (по новому закону, они отвечают за действия компании лично – финансово и юридически). Если вы хотите быть предпринимателем, то придется смириться: с тем что нужно принимать риски убытков наравне с прибылью. Дизайнер становится предпринимателем, когда покупает товар на определенных условиях и зарабатывает прибыль. Это если принимать во внимание юридический и бухгалтерский аспекты... А если говорить в целом: до сих пор есть люди, которые возят наличные деньги на фабрику. Вы думаете ваш "нал" они заносят в бухгалтерские книги? Не стройте иллюзий: скоро очередной "Марио" исчезнет с вашими денежными средствами. Но все же, совсем скоро, государство будет требовать ответа при ввозе товара в страну: кем и как была оплачена мебель, где кассовый чек. Если товар оплачен через иностранную компанию или за наличные, то это заинтересует компетентные налоговые органы. Неудивительно, что сейчас на границе стоят множество грузовиков со штампом «контрабанда»: и это именно ваш риск! Покупая подобный товар, вы с большим риском для себя можете потерять собственные средства, так что, решение за вами!
 
У клиента должен быть договор с дизайнером. Дизайнер выступает как бизнесмен, то есть в данном случае он вступает в зону риска. Значит, он должен возместить потери . Все, что сейчас происходит на российском рынке, необходимо изменить: дизайнер должен декорировать, а продавец должен привозить товар. Поэтому если фирма стремится больше зарабатывать, то она должна вступить в официальную внешнеторговую деятельность, делать все в рамках закона, не забывать платить налоги по своим сделкам. Сейчас становится все больше и больше крупных зарубежных компаний, которые занимаются своей дистрибьюторской сетью, заносят свои прайс-листы на таможню, оформляют интеллектуальную собственность для закрытия лазеек ввоза неофициальными дилерами. Рекомендую дизайнерам переходить на новые, проверенные методы работы, иначе проблем будет немало: задержки в поставках, потери деньгах и так далее. Пока что официальные поставщики очень страдают от «серых» коллег. Впрочем, это продлится еще недолго, и слова «Я знаю, где купить этот товар дешевле, чем у официальных дилеров» будут стоить дороже во много раз!
 
Надежда Алехнович, коммерческий представитель итальянских фабрик керамической плитки и мебели:
 
«Уже сейчас «серые» таможенно-логистические схемы становятся крайне затруднительными»
 
В первую очередь, мне бы хотелось сказать о главном принципе безопасности при размещении крупных заказов на мебельных фабриках. Для оптимального сотрудничества с ними нужно не только работать через представительства или через агентов: желательно лично знакомиться с производителем, тем более существуют различные программы для приглашения дизайнеров и архитекторов на предприятия.
 
В случае, когда дизайнер или клиент заключают договор с представительством на поставку какого-либо материала, необходимо запросить документ, регулирующий отношения дистрибьютора/ представительского центра и производителя (договор о сотрудничестве/праве представительства фабрики, о праве вести коммерческую деятельность от лица фабрики). В этом документе должен стоять пункт о форс-мажорных ситуациях, а также условия рассмотрения судебных споров: обязательно в том регионе, где находится фабрика, с указанием конкретного города. Иначе суд (в данном случае в Италии) за такое дело не возьмется, или это будет очень долгий процесс элементарной подачи искового заявления. Судебные процессы в Европе – отдельная песня... К тому же, только при наличии подобного пункта, торгово- промышленная палата может дать своего представителя для участия в судебных процессах.
 
Имейте в виду: в случае банкротства, Италия, да и любая другая страна, ставит на первое место свои интересы. Это означает, что после суда сначала будут выплачены налоги, затем коммунальные долги. После этого платятся налоги на зарплаты, сами зарплаты. И это еще не все. Далее следуют выплаты организациям-смежникам, оплата аренды недвижимости (это ведь тоже налоги, то есть деньги, идущие в государственную казну). И только в самом конце будут осуществлены клиентские выплаты. Конечно, если на них останутся средства.
 
В России, к сожалению, многие представительства любят работать сразу со множеством фабрик. Это небезопасно и нерационально. Правильнее (как это принято на европейском, американском рынках) выбрать пять-десять брендов, познакомиться с ними, выстроить отношения, изучить предмет продаж – и тогда уже точно знать, что именно вы продаете и на каких условиях.
 
Сейчас же в большинстве случаев происходит так: дизайнер приходит в компанию и говорит менеджеру: «Мне нужны в проект товары такого-то бренда». Что сделает магазин? Нет, он не будет пытаться переориентировать на подобный товар своего ассортимента. Менеджеры будут пытаться выйти на связь с выбранной дизайнером фабрикой, то есть, установить отношения с нуля с неизвестной компанией. Такие схемы опасны сейчас, во время кризиса. Кроме того, когда фабрики работают «со всеми», то клиент начинает бегать и искать подешевле. А это уже невыгодно дистрибьюторам и дизайнерам, ведь неинтересно продвигать фабрику из-за демпинга, и в итоге сам производитель теряет, он становится неинтересен экономически, наносится урон его репутации, ведь не обеспечивается сервисное сопровождение товара.
 
Вскоре будут уходить все фабрики, не имеющие собственного производства, так называемые «коммерчале», на это так же стоит обратить внимание всем – и дизайнерам, и поставщикам. Чтобы понять состояние фабрики можно запросить Visura camerale и Certificato di vigenza: финансово-правовые документы, который честный производитель не будет скрывать, ведь большинство производств в Италии ведут белый бухгалтерский документооборот. Он обеспечивает полную прозрачность производства и продаж, в первую очередь по причине того, что Италия заботится о получении своих налогов в бюджет.
 
Что касается стопроцентной предоплаты. Не секрет, что Россия включена в группу стран с высоким экономическим риском. Каждый этап оформления и оплаты заказа на европейских предприятиях находится под пристальным контролем Guardia di finanza (аналог налоговой службы). Все данные о деятельности фабрик – выставление проформ, их подтверждение, запуск в производство – легко отслеживаются. На примере нашей компании могу утверждать, что вся мебель в производстве строго оформлена: экспозиционные образцы, опытные модели, товар под заказ, мебель под сток и остальная мебель имеют соответствующую электронную кодификацию, которую могут проверить внезапно зашедшие в гости инспекторы. Это не потому что фабрики, которые я представляю, такие «хорошие»: это – элементарное соблюдение предъявляемых государством требований, которые к марту-апрелю следующего года должны будут выполнять все предприятия Италии.
 
Возвращаясь к предоплате, требуемой с России – на этом сейчас настаивает именно Guardia di finanza, иначе размещение негарантируемых заказов может быть рассмотрено как действия, способствующие преднамеренному банкротству (что, разумеется, не выгодно государству). В настоящее время начинает строиться прозрачная система взаимодействия между фискальными органами России и Европы, думаю через два года мы все ощутим этот процесс. Уже сейчас «серые» таможенно-логистические схемы становятся крайне затруднительными.
 
А вот европейцы стараются оплатить товар как можно скорее: ведь производя оплату при размещении заказа на фабрике, они переносят большую часть юридическо-экономической ответственности на производителя.
 
Что касается отношений между дизайнером и клиентом. Дизайнер никогда не должен брать деньги клиента и оплачивать заказ самостоятельно. Договор должен заключать сам клиент. Дизайнер может получить свой бонус позже, в самом представительстве, это оформляется как сервисные услуги.
 
Что касается самого недавнего случая... Сейчас необходимо подать в полицию заявление на человека, которому оплатили мебель: подозрение в мошенничестве. Копию заявления нужно отправить заказными письмами по юридическому адресу представителю, принявшему оплату, в торгово-промышленную российско-итальянскую палату, на юридический адрес фабрики. Если повезет, то часть средств, возможно, удастся получить обратно, благодаря страховке.
 
Дудаков Николай, руководитель студии дизайна и архитектуры «MD STUDIO»:

«Клиент сам поддерживает «серый» рынок»
 
Конечно, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо заключать договор только с налоговым резидентом России, предварительно проверив его историю на рынке, налоговые выплаты и прочие маркеры надежности. Это – единственная гарантия того, что при возникновении каких-либо проблем, они будут решаться в рамках правового поля России.
 
Но что касается отношений между дизайнером (покупателем) и поставщиком – то здесь все сложно. Не секрет, что мебельный рынок в нашей стране в значительной степени «серый». Это предполагает отсутствие нормальных юридических договоренностей между российской и европейской сторонами. Если компания-поставщик зарегистрирована в нашей стране, если она имеет валютный счет и официальный договор с фабрикой, самостоятельно растамаживает товары, то таких ситуаций скорее всего не возникнет. А если они и возникнут на фабрике, то решаться будут в рамках действия договора (в данном случае – в Италии), что никак не скажется на добросовестном покупателе в России.
 
Сейчас примерно 90% компаний-поставщиков мебели и декора имеют «серые» схемы поставок: это влияние конкурентного поля. Поэтому единственная рекомендация поставщикам – внимательное отношение к самой фабрике. Не стоит работать с мелкими организациями и необходимо обращать внимание на текущую ситуацию в компании и ее историю. Ведь не бывает так, что компания становится банкротом в один день, перед этим обязательно есть определенные сигналы. Скажем, задержки в изготовлении мебели, проблемы с качеством, странные скидки на всю продукцию, требования стопроцентной предоплаты (нормальные итальянские фабрики никогда не будут брать больше половины суммы в качестве предоплаты).
 
В данной ситуации надо разобраться и в отношениях между дизайнером и клиентом. Складывается впечатление, что дизайнер под честное слово взял деньги клиента и сделал заказ. В этом случае, получить деньги обратно будет весьма проблематично. Правда, сам дизайнер должен быть заинтересован в том, чтобы вернуть средства, ведь это вопрос его репутации. Полиция скорее всего не станет браться за подобное дело, так как факт мошенничества доказать очень сложно, поэтому клиенту приходится рассчитывать только на порядочность дизайнера или поставщика. В общем, любые операции с деньгами должны сопровождаться документами, потому что обстоятельства бывают разными.
 
Но надо отдавать себе отчет в том, что пока клиент сам выбирает товары в «подвалах», то есть поддерживает «серый» рынок, то такие ситуации будут повторяться постоянно. Да, «белый» поставщик сейчас находится вне конкурентного поля вследствие больших затрат. Но в итоге: так ли это выгодно самому клиенту? Риски слишком большие.
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (605)
, Общественные интерьеры (216)