Архитектура

Мозаики и керамика русского модерна

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Модерн в русских городах появился в самом конце XIX века, как антитеза наступающей индустриальной эпохе. Пока старая жизнь рушилась и переживала кризисы, в искусстве наступил период расцвета. Здания в стиле модерн украсили многие русские города, превращая островки, на которых они были построены, в сказочные районы. Замки, терема, далекие страны – вот главная тема для архитекторов модерна. Они не только придумывали необычные формы, но и дополняли их оригинальными, стильными и дорогими деталями. Так, фасады зданий приобретали мозаики, керамику, лепнину, скульптуру. Они завершали образ постройки. Мы выбрали десять зданий в стиле модерн, которые удивляют не только своим общим решением, но и мозаиками и керамикой на стенах: они являются самостоятельными произведениями искусства.
Особняк О.А. Листа. Мозаичное панно на боковом фасаде
Особняк О.А. Листа. Мозаичное панно на боковом фасаде
«Особняк Листа» в Глазовском переулке построен в 1898-1899 годах по проекту, известного архитектора Льва Николаевича Кекушева. Здесь на музыкальных вечерах выступали Шаляпин, Собинов, Нежданова и Алчевский. За роялем сидели Танеев, Рахманинов, Прокофьев, Рубинштейн и Годовский. В 2003 году дом передали представительству правительства Калужской области при правительстве Российской Федерации. Фасада украшены подснежниками и панно на тему водного мира. Их автор – В. Валькотт.
 
Доходный дом Перцовой. Мозаика
Дом Перцовой в Москве расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построен в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В. Малютина, автора русской матрешки. Здесь были и артистическое кабаре, и мастерская художника Фалька. Само здание не похоже ни на одно другое, во многом благодаря его известным сине-зеленым панно. Это и правда «сказочный» домик.
 
Особняк С.П. Рябушинского
Особняк Рябушинского (ныне здесь расположен музей писателя М. Горького) был создан прославленным архитектором русского модерна Ф.О. Шехтелем. Он построен так, чтобы постепенно «втягивать» гостя в свой интерьер. Он нежных ирисов и растительных мотивов фасада архитектор переходит к волнам и морским животным в интерьерах: это лестницы, светильники, обрамления дверей и окон. А встречают гостей – резная решетка на улице и нежные ирисы.
 
Особняк С.У. Соловьева. Декор фасада по Хлебному переулку
Построен в 1901-1902 годах архитектором С.У. Соловьёвым, для своей семьи. Постройку можно условно разделить на две части: угловую с высоким треугольным щипцом, стилизованным под городской европейский дом эпохи Средневековья. Фасад, выходящий в Скатертный переулок, лишён каких бы то ни было изысков, лишь в левой части окна первых двух этажей объединены в единую декоративную композицию. Здание в фантазийном стиле украшено львами, совами, летучими мышами… А еще обливной керамикой. Из нее составлено целое панно с пейзажем.
 
Ярославский вокзал в Москве
Вокзал был построен еще в 1860-х гг. В 1895-1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В 1902-1904 Ф.О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна. Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец – Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел – Архангельск и медведь с секирой – Ярославль. Вокзал украшен керамическими панно с пейзажными мотивами.
 
Гостиница Метрополь
Гостиница Метрополь
Гостиница «Метрополь» – одно из самых грандиозных зданий, построенных в Москве в стиле модерн. Там около 400 номеров, и ни один из ни не повторяется в своем убранстве. Символом гостиницы стало панно «Принцесса Греза» работы Врубеля. За несколько лет до постройки гостинцы оно было отвергнуто на Нижегородской ярмарке, а потом стало настоящим символом нового стиля, возвышаясь у самых стен Кремля.
 
Особняк Д.Ф.Беляева
Особняк Д.Ф.Беляева находится в Рюмином переулоке 2, 1903 г., архитектор – А.А.Галецкий. Он был учеником Ф.О. Шехтеля. Оосбняк входит в комплекс усадьбы Беляева. Перила балконов состоят из объемных кованных ирисов и тюльпанов; ограда по переулку создана в образе развивающихся весной из клубка змеиных тел; ограда палисада двора – в виде японских иероглифов. Панно восточного фасада, венецианской фирмы «Мурано»: «Маки на закате». Это символ четырех возрастов человека.
 
Oсобняк Л.И. Гельтищевой
Особняк Л.И. Гельтищевой построен архитектором Ф.Ф. Воскресенский в 1904 г. Фасад особняка украшен полихромной мозаикой, изображающей цветы. Но есть здесь и растительный декор, созданный с помощью скульптурной лепнины. Здание запоминается также благодаря украшениям из нежно-голубой керамической плитки.
 
Особняк Е.И. и В.Д. Набоковых
Архитекторы: М.Ф. Гейслер и Б.Ф. Гуслистый построили этот особняк на Большой Морская улице в Санкт-Петербурге в 1900-1902 гг. Здесь расположен музей писателя Набокова. Здание довольно строгое, трехчастное, построено с элементами итальянской стилистики. Фасады украшены мозаиками с цветочными мотивами, а интерьеры – деревянной резьбой. Цветы – это символ жизни в стилистике модерна: они могут рождаться, цвести, увядать... Их нежная, тонкая, хрупкая форма всегда привлекала архитекторов модерна, и они нередко помещали цветочные мотивы в центр здания.

Источники фотографий j-p-g.net, esosedi.ru, peshegrad.ru, collectionerus.ru, samara-emotion.ru, photoshare.ru, ekaterina-evtuh.ru, arch-ceramics.complexdoc.ru

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (567)
, Общественные интерьеры (209)