Имена

Элитарный китч Алессандро Мендини

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Архитектор, дизайнер и публицист Алессандро Мендини относится к культовым фигурам искусства и дизайна. Его имя связано со всеми экстраординарными и радикальными творческими объединениями ХХ столетия. Вместе с группой Global Tools он утверждает «бедную технологию» – идея+дешевый материал=шедевр.
На посту главного редактора Domus исследует концепцию дизайна и архитектуры как универсальных способов общения. Будучи одним из основателей Studio Alchimia, разрабатывает ее изощренную концепцию, включающую новое понимание китча. Участвует в знаменитом объединении Memphis, взывая чрез дизайн к нашим эмоциям. И наконец, всю жизнь «слагает поэму» о пуантилизме, щедро посыпая разноцветными «конфетти» архитектурные и дизайнерские объекты.
 
Алессандро Мендини, архитектор, дизайнер, публицист
Как складывалось ваше понимание дизайна и архитектуры?
Алессандро Мендини: В послевоенное время в Италии был очень сложный этап в экономике. Все буквально поклонялись идее потребления. А дизайнерские группы находились в оппозиции к этому всеобщему настроению и гиперфункционализму, то есть к традиционно немецкому пониманию задач дизайна. Это произошло потому, что были искажены идеи школы Bauhaus, нивелирована эстетическая ценность функциональных объектов. Нашей главной задачей было противодействие мировоззрению потребления, полный радикализм. Мы создавали и предлагали людям объекты более эмоциональные, в некотором смысле даже барочные, напрямую связанные с воображением. Еще с того времени ведет свое начало столь модная сегодня тенденция в дизайне – необарокко.
Хотя в деятельности некоторых групп и прежде всего Memphis есть все же некий парадокс. Ее участники хотели быть коммерческими, но качество их работ – не коммерческое. Этторе Соттсасс, основоположник объединения и современный патриарх дизайна – поэт. Этторе любит говорить, что он бизнесмен, но это не так. Архитектура сложнее, чем дизайн, потому что плохое здание может принести людям больше несчастья, чем плохое кресло, которое можно выбросить.
Когда мы создавали музей Groninger, то работали вместе с Филиппом Старком, Микеле де Лукки, Купом Химмельблау, Феруччо Лавиани, Франком Стелла, Гердом Костером, и получился необычайный проект, словно драгоценный камень, который имеет свойства бриллианта, рубина, сапфира и многих других. Самое главное то, что это антропологический объект.
 
Кресло Proust. Cappellini
Как вы определяете свой стиль? Что такое знаменитые «редизайн» и «банальный дизайн» Мендини?
А.М.: У меня не один стиль, а несколько, прежде всего, безусловно, «редизайн» и «банальный дизайн», но они имеют одно основание. Я всегда творил и творю сейчас согласно идее преобразования. Можно создавать новые образы, отталкиваясь от существующих предметов. Например, мое кресло Proust – не новое слово в дизайне, а только новая концепция. Оно имеет старую, всем известную классическую форму с особой живописной обивкой. Я очень люблю пуантилизм и варьирую его в разных объектах. Он настолько имматериален, что предмет становится легким и словно превращается в атмосферу, он не угнетает, а питает воображение человека. Поэтому я сделал так много вещей в манере пуантилизма, как например, часы или архитектурные сооружения. Это некий литературный подход.
Что касается «банального дизайна», то я развиваю свою оригинальную идею банальности. Меня всегда волновала проблема соединения элитарного дизайна с китчем, поскольку большинство людей любят китч и живут в основном в его обстановке. Я считаю китчевые предметы более антропологическими, чем настоящие дизайнерские предметы. Мне всегда хотелось объединить дизайн низов и интеллектуальных верхов. Это и есть для меня «банальный дизайн». У нас были дискуссии с Этторе Соттсассом о критериях использования китча.
В определенном смысле он его применял, но не в такой степени, как я. Когда я проектирую предмет, стараюсь открыть перед зрителем нечто ироническое и в то же время сакральное. Потому что предмет должен стать вашим другом, хоть и безмолвным. Я хочу, чтобы вещи будили в людях фантазию, и они могли бы каждый по-своему обращаться с предметами или даже создавать из моих свои.
 
Кухня Agreste. La Cucina Alessi (Valcucine, Foster, Oras)
Вы считаетесь патриархом дизайна ХХ века и нашего времени, и конечно, следите за тем, как развивается творчество в дизайне и архитектуре. Как изменялся ваш метод и каков он сейчас?
А.М.: Метод дизайнера всегда интуитивен – чутье всегда подсказывает, как надо действовать и что менять. Мой манифест в дизайне и архитектуре – это философия Марселя Пруста, литературный и живописный пуантилизм. Все созданные мною проекты образуют некий Млечный Путь. Это особое мировидение или видение цветов, потому что мои работы очень красочны. Я их делаю для того, чтобы они вызывали положительные эмоции, будили позитивную энергию, настраивали на поэтический лад, и чтобы образ жизни становился романтическим в современном жестоком мире. Тогда и мир станет лучше.
 
Как вы думаете, дизайн и архитектура сейчас относятся к сфере моды?
А.М.: Продолжительность «жизни» современного архитектурного сооружения в среднем – 100 лет. Стула – 5 лет. Платья – 6 месяцев. Творческий метод может быть одним и тем же, но менталитет у кутюрье совершенно другой. В логотипе Armani, Gucci – нечто негативное, агрессивное, требующее купить.
В настоящем дизайне и архитектуре этого в принципе быть не может. Я встречал Вивьен Вествуд при проектировании часов для Swatch, ее метод и манера поведения очень театральны и артистичны. Это хорошо, когда человек является героем, яркой личностью. Но он должен быть, прежде всего, еще и самим собой, а не подражать Вивьен Вествуд. Она интересна, потому что каждая ее вещь индивидуальна и в ней не чувствуется столь распространенной в наш век тиражности. А Джорджо Армани, наоборот, производит некий нейтральный имидж для многих людей. Armani – экономический агрессор. Prada, на мой взгляд, занимает очень значимое место, она работает с разными художниками, которые производят архитектонические исследования одежды.

Материал подготовила Анжелина Вин

© Журнал АРХИДОМ, # 70

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивые
частные интерьеры (542)
, Общественные интерьеры (204)