Культпоход

Сталинский Hilton

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Грузовик в центре средь бела дня, четыре автомобиля на Комсомольской: неужели это Москва? Лишь сегодня, в гудящем от пробок центре, мы можем оценить проницательность архитекторов 30-50 годов: широкие площади и улицы очень долго казались избыточными для весьма скромного количества транспорта, а знаменитые высотки выглядели застывшими в вакууме. Сорок лет назад в Москве было больше будущего, чем настоящего.
Фотографируя архитектуру, автор этого снимка сохранил историю. Впервые молодой фотокорреспондент ТАСС Наум Грановский запечатлел столичный вид в 1926 году, а свой последний снимок признанный мастер сделал в 1984-м. Беспристрастный и проницательный наблюдатель, Наум Грановский 50 лет «описывал», как менялся облик города, как патриархальная, купеческая Москва превращалась в монументальную и величественную имперскую столицу в «короне» легендарных высоток.
Одна из них, гостиница «Ленинградская», украсила «железнодорожные ворота» столицы – площадь Трех Вокзалов. Перед архитекторами Поляковым и Борецким стояла сложная задача: воздвигнутые на площади здания Шехтеля и Щусева ставили весьма высокую планку. Чтобы более гармонично вписать гостиницу в ансамбль площади, архитекторы несколько отстранились от сталинского неоклассицизма, обратившись к русской архитектуре XVIII века. «Ленинградская» отличается от других сталинских небоскребов относительно «скромной» высотой (136 метров) и утонченностью отделки и интерьера. Композиционно 26-этажное здание разделено на три объема: первые шесть этажей являются основанием для 13-этажной башни, а завершает сооружение трехэтажный куб-постамент для двух восьмигранных башен и 24-метрового шпиля, увенчанного звездой в обрамлении колосьев. Фасад отделан белой и красной глазурированной керамикой, а эмблема на шпиле покрыта золотом. В оформлении интерьера причудливо переплелись мотивы нарышкинского стиля, сталинского барокко и даже древнерусской храмовой архитектуры: парадный вестибюль украшен рельефом герба Москвы, декоративной решеткой, копирующей орнамент кремлевской «Золотой решетки», и люстры, напоминающие церковные паникадила.
Постояльцев 340 номеров гостиницы обслуживали несколько лифтов, конечная остановка которых находилась на 20 этаже. Здесь, в основании башни, разместился небольшой внутренний холл с выходом на плоскую крышу: она была превращена в смотровую площадку, с которой открывалась захватывающая панорама столицы. Полвека «Ленинградская» держала планку одного из самых фешенебельных отелей Советского Союза и лишь недавно была закрыта на реконструкцию. Однако скоро начнется новая страница ее истории: в 2008 году отель будет открыт под брендом Hilton.
Объект Гостиница «Ленинградская» (1949-52 гг.)
Каланчевская улица, 21/40
Архитекторы Л.Поляков, А.Борецкий
 
Фотограф Наум Грановский
«Гостиница Ленинградская», 1968
 
Рубрика подготовлена совместно с фотогалереей имени братьев Люмьер
© Журнал АРХИДОМ, # 70
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Частные интерьеры (502), Общественные интерьеры (200)