Архитектура

Архитектура университетов

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Alma mater, Gaudeamus egitur ваганты, Франсуа Вийон, Ян Гус, Татьянин день… Университеты появились в Европе несколько сотен лет назад, и все мы, в графе «образование» пишущие «высшее», когда-то чувствовали себя причастными к этому древнему и странному ордену. Непременно был когда-то студентом и каждый из архитекторов, а некоторым из них, годы спустя после получения диплома удалось даже воплотить свои представления об идеальной Alma mater.
Медиатека, лекторий в английском ботаническом саду, школа искусств, готовящая будущих художников, бизнес-школа, в стенах которой подрастает новое поколение клерков, рекреационный центр, где тренируются защитники спортивной чести университета Цинциннати с все эти проекты так же похожи друг на друга по форме, как и по сути. Например, канцелярия одного из университетов в Австралии оделась в эвкалиптовые «ветви», слилась с бушем и эвкалиптовой рощей, голландская медиатека с фасадами из разноцветных витражей напоминает гигантскую голограмму, а павильон в английском ботаническом саду – панцирь огромной черепахи…
Однако, есть нечто, объединяющее современные учебные заведения, какими бы оригиналами и авангардистами ни были их создатели, с их почтенными предшественниками: средневековыми университетами, колледжами и пансионами Нового времени. А именно – обилие света и пространства. Разумеется, просторные аудитории и широкие окна – элементы прежде всего функциональные, без которых «учебный процесс» был бы весьма проблематичен. Но свет всегда символизировал истину, а простор ассоциировался со свободой. Университетское здание, в каком бы веке оно ни было построено, – это свобода и истина, выраженные в камне.
 
Ботанический сад Эдем

Ботанический сад Эдем, Корнуолл, Великобритания

«Эдем», один из самых известных парков Великобритании, – не только приятное местое для прогулок: своей главной целью авторы проекта ставили создание среды, которая бы демонстрировала посетителям значимость растений во всей нашей экосистеме. «Эдем» был завершен не сразу и до сих пор находится в процессе развития. Тем не менее предварительные павильоны для лекций, семинаров и выставок наконец-то обрели постоянный дом. В образовательном центре Core, построенном компанией Grimshaw Architects, разместились учебные классы и помещения для мастерских, экспозиционный зал и кафе. Концепция Core заключается в создании проекта на основе геометрических форм и отношений, распространенных в природе. Отправной точкой стал ряд чисел Фибоначчи, в котором отношение между числами стремится к величине 1,618. Эта последовательность кажется поддерживающей наше врожденное понимание красоты и пропорциональности. В основе проекта – филлотаксис (листорасположение), являющийся математическим базисом для роста почти всех видов растений. Неудивительно, что крыша здания так напоминает чешую сосновой шишки или семечки в сердцевине подсолнуха. Несмотря на то, что концепция Core геометрически сложна, его структура сконструирована из самых простых материалов и основана на системе деревянных брусков и пластин.
 
Нидерландский институт звука и изображения

Нидерландский институт звука и изображения, Хильверсум, Голландия  

Нидерландский институт звука и изображения – хранилище всех аудиовизуальных записей, сделанных в Нидерландах фактически с первых дней возникновения голландского радио и телевидения. А так как истории с каждым годом становится все больше, все архивы имеют особенность в конце концов вырастать из своих прежних строений.
Перед авторами проекта нового здания Института звука и изображения встала весьма амбивалентная задача: архивы записей желательно хранить в темных помещениях, а вот экспозиция, залы для посетителей и кабинеты персонала, напротив, нуждаются в дневном свете. Архитекторы решились разделить здание на две зоны: в подземных этажах разместились архивы, а музей и другие, активно посещаемые помещения – в наземной части здания.
Фасады с яркими витражами наполняют здание разноцветным, обогащенным светом, а центральный световой колодец, «пронизывающий» здание по вертикали, освещает даже самые нижние уровни хранилища. Одна из стен «колодца» сплошная – за ней как раз и скрыты «тенелюбивые» архивы. Остальные три представляют собой своеобразную систему террас, на которых оборудованы комнаты для посетителей. Кульминационная точка здания – музей, который расположился в просторном помещении, нависающем над центральным «колодцем».
 
Университет Айовы. Школа искусств и истории искусств

Университет Айовы. Школа искусств и истории искусств,Айова, США

Пространство, на котором предстояло воздвигнуть новое здание Школы искусств, ставило перед архитектором целый ряд специфических условий. Границы будущей строительной площадки определяли старое здание из красного кирпича, построенное в 1930-е годы на берегу реки Айова, лагуна и крутые известняковые обрывы.
Чтобы оптимально объединить новое здание и окружающий ландшафт, автор проекта создал весьма условный, «бесформенный» объем с «зияющими» краями и открытой сердцевиной. Плоские или искривленные панели «врезаются» друг в друга под самыми неожиданными углами. Длинные балконы-галереи вдоль стеклянных стен создают ощущение открытости, прозрачности здания.
Архитектор весьма изобретательно использует и комбинирует такие элементы, как флуоресцентные трубки освещения, спрятанные за стальными балками, или окрашенные трубопроводы, погруженные в металлоконструкцию. Отделка здания, в которой доминирует красный колер, соотносит его с оригинальной кирпичной структурой.
 
Edith Cowan University, бизнес-школа и канцелярия, Джундалуп, Австралия

Университет Эдит Кован (Edith Cowan University), бизнес-школа и канцелярия, Джундалуп, Австралия

Университет Эдит Кован, один из самых крупных образовательных центров Австралии, пополнился двумя новыми зданиями: корпусами бизнес-школы и университетской канцелярии. Новые постройки расположились на небольшом возвышении, среди зарослей буша и эвкалипта, и в формах зданий гармонично продолжаются контуры и текстуры естественного ландшафта.
Два крыла канцелярии напоминают гигантские деревья, ветви которых сформированные балками из эвкалипта, соединяются, образуя арку с видом на озеро. На многочисленных «ветвях» расположились внутренние дворики, террасы, галереи и даже лестницы и лифты, которые архитектор сделал открытыми, видимыми снаружи.
Школа бизнеса размещена напротив канцелярии: это здание словно стелется по склону, как бы «оглядываясь» на возвышающиеся формы канцелярии. Строение выполнено из материалов самой земли: глиняные кирпичи и бетон обрамляют похожий на котел внутренний двор. Этот искусственный склон пересекают «вкрапления» отделанных металлом корпусов с аудиториями. Органические формы здания вызывают ощущение, что оно выросло из окружающего ландшафта.
 
Рекреационный центр, университет Цинциннати, США

Рекреационный центр, университет Цинциннати Цинциннати, США

«Хороший шанс для экстремальных решений», – так охарактеризовал свою работу автор этого проекта. «Это самое сложное здание, можно сказать, что их целых пять – из всех тех, которые мне пришлось делать за свою жизнь», – признается архитектор Том Мейн, лауреат премии Прицкера. Эти «пять зданий», которые составляют новый рекреационный центр университета Цинциннати, включают спортивный зал, шесть электронных учебных классов, жилая часть, рестораны, столовая и трибуны стадиона. Комплекс довольно сложен конструктивно. Поскольку все строение расположено на очень наклонной местности, то входы в здание располагаются на неодинаковых уровнях с разницей более чем шесть метров по высоте. Западная часть конструкции примыкает к стадиону Нипперт, и линия крыши рекреационного центра плавно продолжает искривленный контур его овальных трибун. Тридцать пять окон второго света различных конфигураций и размеров – от крупных овалов до небольших окружностей – прорезаны сквозь крышу, чтобы дать возможность солнечному свету проникать в здание. Появившаяся городская легенда гласит, что архитекторы, по-видимому, просто нанесли краску на зубную щетку и разбрызгали ее на чертеж проекта. Куда упали капли краски, там и было выбрано место для верхних окон. Подчеркнуть скульптурные элементы призвана преднамеренно приглушенная палитра его интерьеров: серые цвета с акцентами зеленого и белого.

На снимках внизу:

1-4| Ботанический сад Эдем, Корнуолл, Великобритания

Проект Grimshaw Architects

Фото © Adam Parker

 

5-9| Нидерландский институт звука и изображения, Хильверсум, Голландия

Проект Neutelings Riedijk Architecten

Фото © Daria Scagliola, Stijn Brakkee

 

10-15| Университет Айовы. Школа искусств и истории искусств, Айова, США

Проект Steven Holl Architects

 

16-19| Университет Эдит Кован (Edith Cowan University), бизнес-школа и канцелярия, Джундалуп, Австралия

Проект fjmt (Fracis-Jones Morehen Thorp)

Фото © John Gollings

 

20-25| Рекреационный центр, университет Цинциннати, Цинциннати, США

Проект Том Мейн (Morphosis)

 

© Журнал АРХИДОМ, # 68

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (578)
, Общественные интерьеры (209)