Архитектура

Архитектура церквей

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Религия и модернизм, на первый взгляд, кажутся нам антагонистами. Религия – это воплощенная традиция, «застывшая история». Со времен Никейского собора до Реформации христианская церковь отличалась постоянством, доведенным до крайнего педантизма: тот, кто призывал к реформам прежде, чем примет папский сан, нередко оказывался на костре.
А вот у модернизма – репутация «воинствующего безбожника»: марксизм и анархия были такими же проявлениями авангарда в политике, как «Дом Наркомфина» и «Фабрика-кухня» – в архитектуре. Насколько исторична церковь, настолько же футуристично современное искусство.
Однако история XX столетия, полная трудных ошибок и горького опыта, сняла острые противоречия. И древние конфессии, и современное искусство утратили прежнюю уверенность и беспринципность. Художники экспериментально убедились, что «если нет бога – то все позволено», поэтому фантазии оборачиваются антиутопиями, а культурные пепелища – не лучший фундамент даже для самых гениальных проектов. Церковь же отказалась от прежнего догматизма, вернувшись к добродетелям терпимости и всепрощения: в самом деле, на фоне бездуховности, возведенной в принцип, так ли уж важны догматические разногласия?
И если бог пребывает в вечности, принципиальны ли исторически сложившиеся каноны? На рубеже третьего тысячелетия искусство и религия снова стали союзниками. Вместе с архитектурой они ищут новые образы, убедительные для постиндустриальной эпохи.
 

Церковь Chiesa del Santo Volto

Церковь Святого Лика (Chiesa del Santo Volto) Турин, Италия

Решение возвести религиозный центр в бывшем «рабочем предместье» Виа Боргаро было принято кардиналом Северино Полетто, архиеписком Турина. На месте сталелитейных заводов возведена церковь Плащаницы Христа: новому приходскому комплексу предстоит собрать службы, прежде разбросанные по всему городу. Помимо главного зала здесь нашлось место для подземного конгресс-холла, офисов и апартаментов, будничных молелен и кабинета приходского священника. Архитектор Марио Ботта сохранил старую трубу сталелитейного завода, превратив ее в колокольню. Окруженная спиралевидной конструкцией из тонкой стали, напоминающей о «терновом венце», отныне она увенчана крестом. Семиугольное здание церкви окружено семью же башнями, к которым примыкает нижняя часть капелл. Благодаря усеченной вершине, башни и капеллы выполняют функции второго света. Кроме того, архитектором создано специальное панно, символизирующее Плащаницу: при дневном освещении игра света и тени проецирует на него символический образ Христа.
 

Церковь L'eglise St. Pierre

Церковь Святого Петра (L'eglise St. Pierre) Фирмини, Франция

Это здание было завершено через пять лет после смерти его автора: церковь Святого Петра в общине Сен-Этьен – последнее творение Ле Корбюзье, завершающее трилогию, в которую входят капелла Нотр Дам в Роншам и монастырь Ля Туретт близ Лиона, которые признаны главными достижениями культового зодчества XX столетия. Великий архитектор успел завершить все детали, однако возникшие в процессе реализации трудности не позволили ему завершить проект. В 2002 году благодаря средствам, собранным и пожертвованным Ассоциацией имени Корбюзье для храма Фирмини-Вер, метрополия Сен-Этьена, ставшая собственником земельного участка и церкви, смогла объявить, что строительство церкви является «интересом общины», и год спустя работа возобновилась.
Форма здания напоминает 25-метровую пирамиду с квадратным основанием, переходящую в высокий усеченный конус. Легкость основания пирамиды, с четырех сторон которой созданы широкие эркеры, контрастирует с массивной вершиной, отделанной грубым бетоном. Помещение в нижней части церкви предназначается для организации приходской жизни, кроме того, там будет размещен филиал музея современного искусства Сен-Этьена. Культовое пространство, где проходят богослужения, находится ближе к небесам, на верхнем уровне здания.

Церковь Holy Rosary Church

Церковь Святой Розарий (Holy Rosary Church) Санкт-Амант, США

Церковь Святой Розарий воздвигнута в Санкт-Аманте, одном из католических приходов Луизианы. Композиция, созданная Виктором Ф. Трэхеном III, членом Американского института архитекторов, – чистейшая эксплуатация формы, функции, фактуры и естественного света. Кроме того, автор проекта визуально разделил «духовную» и «светскую» зоны комплекса. Светские компоненты – это линейные или краеугольные здания, окаймляющие внутренний двор, в центре которого располагается молельное помещение. В дизайн интерьера молельни заложена концепция самого чистого и священного пространства, дающего жизнь: материнского чрева. Помещение не ориентировано ни вверх, ни вниз, и все стороны имеют равноправное значение. Одного и того же размера стены и потолок выполнены в одинаковых цвете и текстуре: «пространственная ориентация» вызывает ощущение таинства. Дневной свет просачивается сквозь множество незаметных отверстий: источник остается незамеченным. Кроме того, в единственном проеме находится стеклянная дверь, преломляющая лучи света, как линза.
 

Капелла Bigelow Chapel

Капелла Бигелоу (Bigelow Chapel) Нью-Брайтон, США

Новая капелла Бигелоу при Объединенной богословской семинарии в Нью-Брайтоне – первый религиозный проект архитекторов Джоан М. Соррано и Джона Кука. Заказчик, президент семинарии Вильсон Йейтс, поставил перед архитекторами задачу создания вневременного, экуменистского пространства, созвучного «различным людям, переживающим свои собственные духовные, глубоко внутренние жизни». (Экуменизм – движение христиан, основанное на идее достижения религиозного единства всех течений, ответвлений христианства.) Неудивительно, ведь посещающие семинарию учащиеся, преподаватели, сотрудники и просто посетители различны по своим религиозным убеждениям и принципам. В здании площадью 5300 кв. футов помимо прочего предстояло разместить также галерею, притвор, капеллу и колокольню. В здании-«коконе» архитекторы смогли выразить «триединство» тепла, уюта и света. Этого удалось достичь, обернув помещение в деревянную фактуру: покрытие из наборного клена создает навес над молитвенным залом и святилищем из шести вертикальных «волнообразных» панелей, набегающих на западную стеклянную стену.
 
New Apostolic Church

Новая апостольская церковь (New Apostolic Church) Цухвиль, Швейцария

Новая церковь в Цухвиле, расположившаяся рядом с железнодорожной станцией Золотурн, своей формой категорически отличается от традиционных. Здание воздействует не привычными декоративными средствами, а пластикой формы и света. Архитекторы представили церковь как конечную точку далекого пути: у церковного алтаря земные дороги заканчиваются, меняя направление с горизонтального на вертикальное. Первое, что видит посетитель при входе в здание, – сверкающий во мраке алтарь: ярко освещенный дневным светом, он открывается как некий экран. Одна из главных ролей в интерьерном решении отдана камню в самых разнообразных его состояниях: натертые до блеска поверхности опалубки, отмытый бетон, кристаллический силикат на входной глазури... Декоративный гравий из местной реки одаряет бетон теплым серым цветом, придавая ему сходство с горной породой. Выстроенный в самом буквальном смысле слова «на камне», интерьер отдаленно стилизован под пещеру: прибежище первых христиан...
 
Капелла St.Croix Chapel

Капелла Святого Креста(St.Croix Chapel), Миннесота, США 

«Всестороннее образование, духовное интеллектуальное и физическое развитие студентов» – так определяет свою миссию Лютеранская высшая школа Святого Креста в Миннесоте. Долгое время свои благие намерения семинария реализовывала в невысоком кирпичном здании 1950-х годов, однако недавно архитектурный комплекс учебного заведения был дополнен – благодаря крупному пожертвованию анонимного благотворителя возведена новая капелла. Как известно, «целое – это нечто большее, чем сумма частей», и Капелла Святого Креста вполне подтверждает этот тезис. Авторы проекта использовали многие современные приемы: активное применение стекла и металла, простые геометрические формы. Тем не менее здание не выглядит штудией современного архитектора на религиозную тему. «Сумма» современных элементов неожиданно вызывает средневековые ассоциации. Строгий, сдержанный облик здания с облицованными медью фасадами, узкими длинными окнами и двумя световыми колодцами напоминает европейские храмы романской эпохи или церкви первых протестантских переселенцев, противопоставлявших барочной избыточности католицизма холодную, аскетическую сдержанность.
 
Капелла экуменического искусства Святого Генриха

Капелла экуменического искусства Святого Генриха (St. Henry's Ecumenical Art Chapel) Турку, Финляндия

Капелла экуменического искусства Святого Генриха возведена на острове Хирвенсало, что на юго-западе Финляндии. Ее создатель, архитектор Матти Санаксенахо, противопоставил дерево и медь, свет и тени. Здание напоминает корабль, перевернутый вверх дном: облицованное яркой медью, оно резко контрастирует со своим естественным окружением, густыми соснами и елями. Однако время должно все расставить на свои места: благородная патина поможет зданию войти в гармонию с окружающим ландшафтом. Небольшое, наполненное дневным светом фойе ведет в коридор, где царит полумрак, но из него можно снова попасть в ярко освещенное пространство молельного зала: два высоких окна в восточном конце церкви бросают свет на алтарь. Галерея и капелла составляют единый объем; завершает эту каноническую ось алтарь. Минималистичный интерьер церкви почти полностью выполнен из дерева с точечной подсветкой. Патинированный алтарь – одна из последних работ академика и скульптора Кайна Тапера, а в самом алтаре разместилось произведение художника Хану Конола.

На снимках внизу:

1-6| Церковь Святого Лика (Chiesa del Santo Volto) Турин, Италия
Проект Марио Бота
Фото © Enrico Cano
 
7-11| Церковь Святого Петра (L'eglise St. Pierre) Фирмини, Франция
Проект Ле Корбюзье
Фото © Dieudonne
 
12-17| Церковь Святой Розарий (Holy Rosary Church) Санкт-Амант, США
Проект Trahan Architects
Фото © Thimoty Hursley
 
18-22| Капелла Бигелоу (Bigelow Chapel) Нью-Брайтон, США
Проект Hammel, Green and Abrahamson, Inc.
Фото © Paul Warchol

23-29| Новая апостольская церковь (New Apostolic Church) Цухвиль, Швейцария
Проект Smarch Architects
Фото © Thomas Jantscher
 
30-34| Капелла Святого Креста(St.Croix Chapel), Миннесота, США
Проект Kodet Architectural Group
Фото © Edwarg J. Kodet Jr., FAIA
 
35-38| Капелла экуменического искусства Святого Генриха (St. Henry's Ecumenical Art Chapel) Турку, Финляндия
Проект Матти Санаксенахо (Matti Sanaksenaho)
Фото © Thomas Jantscher
 
© Журнал АРХИДОМ, # 67

 

Архитектура
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (604)
, Общественные интерьеры (216)