Декор

Застолье в стиле...

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
В канун Нового года самое время подумать о том, как его встретить. Уехать ли на Кубу или потусовать в клубе с друзьями, каждый выбирает для себя. Но Новый год – прежде всего праздник семейный, и хотя бы раз в течение рождественских каникул собраться за одним столом просто необходимо. Поэтому первым делом загляните не в журнал об организации досуга, а в собственную столовую.
Заглянули? А теперь еще раз вернемся к вопросам: как встретить Новый год? По старому или по новому стилю? Мы решили показать вам, в какой обстановке трапезничали короли и императоры, где проводило время высшее общество 20-х годов прошлого столетия (старый стиль), а также какие идеи давали пищу для размышления дизайнерам-конструктивистам и какими «лакомствами» нас пытаются накормить сейчас (новый стиль). Смотрите, пробуйте, выбирайте – и празднуйте на здоровье!
 
Столовая композиция Truggelmann, Германия. Стол Classic-5: 400х140х82 см, лакированное основание, стекло, отделка позолотой. Рассчитан на 16 персон. Стул Paris: 54х65х110 см, лакированное основание, обивка тканью
Отличительная черта французских королевских стилей – театральность. Барокко выставлял напоказ свои пышные и помпезные формы, легкомысленные завитки рококо были идеальными декорациями для дворцовых интриг, а пропорции классицизма демонстрировали величественную строгость
 

Барокко, рококо, классицизм

Три столетия – с конца XVI до середины XIX века – были эпохой французских королевских стилей. За восхождением на престол очередного монарха следовало воцарение и очередного стиля: Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI. Каждый из них стремился изменить мир вокруг себя, начиная от состава и гардероба придворных фрейлин и заканчивая обстановкой собственной опочивальни. «Причудливый» (в переводе с итальянского) барокко правильнее было бы назвать «вычурным». В нем все – немного чересчур. Чересчур динамичные формы, насыщенный декор, слишком много амуров, львов, орлов, гербов – и слишком на видном месте! Барочная столовая – это парадная зала для приемов, призванная поразить не только своими огромными размерами, но и роскошным убранством. Витые и точеные ножки, высокие спинки, украшенные богатой позолоченной резьбой, бархатные обивки, инкрустации – пышные платья и парики требовали соответствующей пышной обстановки. Для создания «дворцового интерьера» барокко – именно то, что нужно взять на вооружение.
 
Мебель для столовой Settecento Glamour из коллекции Antico Borgo, CGM di Chiarugi&Ghelli, Италия. Массив дерева, окрашенное вручную, с резьбой и позолочением либо посеребрением. В коллекцию также входят лампы и люстры, выполненные вручную из массива дерева
Впрочем, классические столовые залы были тоже по-королевски парадны и величественны. Украшением строгих форм и прямых поверхностей служила не прихотливая резьба, а изысканные маркетри и интарсии. «Последний королевский стиль» подарил мебельному производству и такой синоним роскоши, как красное дерево.
Но прежде был Людовик XV, когда обеды за длинными столами сменили вечера в салонах-гостиных. Рококо – стиль женский, будуарный. Рокайльный стул, стол или шкаф и сами похожи на придворных дам: игривые завитки, изящные позолоченные безделушки (бронзовые накладки), цветочные украшения (резьба), шик и блеск (полировка и лак). И никакого архитектурного стержня – сплошной флер капризных линий. Зато в эпоху рококо мебель стала более комфортной и расставлялась группами: здесь сидят, там едят, а вот за той чудесной китайской ширмой – отдыхают. В полумраке столовой-гостиной а ля рококо хорошо устраивать вечера «будут-только-избранные»: гости смогут вкусить духовной и физической пищи в непринужденной и интимной обстановке.
 

Столовая композиция Bakoko, Италия. Стол: 190х120х80 см, массив ореха (основание), стекло (столешница). Кресло: 58х56х98 см, бук, обивка шелком. Витрина: 90х50х190 см, массив ореха. Низкий буфет: 202х50х88 см, массив ореха

Сегодняшняя любовь к ампиру и ар деко – следствие нашего стремления к роскоши и власти. Приводящие в трепет бронзовые чудища, величественные формы, строгие пропорции ампира и золоченый шик ар деко с налетом экзотики неожиданно оказались двумя сторонами одной медали
 

Ампир, модерн, ар деко

Если по сравнению с рококо строгие формы классицизма казались почти что пуританскими, то на фоне ампира они выглядели легкими и изящными. Вот уж где чувствовалась вертикаль власти! «Поменьше украшений, ведь канделябр будет служить императору!» – эта резолюция Наполеона стала своеобразным девизом первой четверти XIX века. Строгих пропорций мебель покоилась на бронзовых львах, сфинксах, дельфинах и лебедях. Немногочисленный накладной декор (опять же в эффектной бронзе) был наполнен символами величия и нерушимости империи: рогами изобилия, лавровыми венками, копьями и щитами. Шкафы, комоды, горки и консоли красного дерева расставлялись по-военному симметрично и вдоль стен. Но со стульями и креслами военная выправка сыграла злую шутку: на них было неудобно сидеть. Разве что не касаться спинок, но для этого нужно было иметь военную выправку самому...
 
Столовая композиция из коллекции Downtown, Selva, Италия. 170х170х75 (стол), 62х62х84/46 (стул), 140х65х84/46 (скамья), 195х55х90 (комод), 130х52х200 см (витрина), массив бука, шпон вишни, тонированный в цвет «индийский черный», обивка тканью. В коллекцию входит люстра (диаметр 110 см, высота плафона 15 см, ткань с пропиткой, галогеновая лампа), а также складной прямоугольный стол, несколько видов комодов и консолей
Словом, ампир – еще один «представительский» стиль, который может способствовать созданию имиджа, но отнюдь не уюта. Ужинать в кругу семьи в компании бронзовых кариатид и грифонов не советуем, а вот если хотите приводить гостей в трепет, монументальнее ампира для парадной столовой ничего не найти. Имперский тоталитарный стиль возвращается – так уж исторически сложилось, что для России это наполнено особым смыслом. И в силу опять же прихотей истории в наследство от предков нам досталась мебель преимущественно эпохи модерна, конца XIX – начала XX века.
В этом и в проснувшейся в нас любви к антиквариату – секрет сегодняшней популярности этого стиля. Модерн протестовал против низкокачественных фабричных стилизаций и провозглашал «красоту и удобство». Удобство подразумевало практичность: исчезли ворс, кисти, драпировки – все, что так хорошо собирает пыль. Формы же «нового искусства» (французское название модерна) черпались из природы: цветок был основным мотивом декора, а мебель, интерьер и архитектура здания как бы «произрастали» друг из друга, представляя собой единый стилевой ансамбль.
 
Столовая группа Creazioni, Италия. Стол Ernesto: 150х150х77 см, палисандр, позолота. Стул Tito: диаметр 54 см, высота 95 см, обивка кожей или тканью, позолота на спинке и ножках
Возникший в период между мировыми войнами ар деко противопоставил динамичным линейным формам модерна строгую ясность, стилизованному растительному орнаменту – геометрический, керамике и витражам – экзотические кожи (скат, акула, крокодил) и породы деревьев. Стиль шикарных отелей и лайнеров – это контраст темно-коричневого и всех оттенков золотого, стильность и изящество каждого предмета в отдельности, а не всего интерьера в целом. Необходимый атрибут столовой ар деко – небольшие кофейные и низкие коктейльные столики (и чем больше по площади, тем они ниже): за ними так удобно проводить время в приличном обществе с сигарой и горячими и горячительными напитками! Эклектичность и респектабельность ар деко пришлись кстати на рубеже тысячелетий: стилем «Титаника» вдохновился новый российский бомонд.
В XX веке последовательно развивались и продолжают развиваться два противоположных направления: прагматичный функционализм («форма – не цель работы, а исключительно ее результат») и постмодернизм, плодящий новшества ради новшеств.
 

«Измы» прошлого столетия

С ростом технического прогресса и развитием массового производства мебель как предмет столярного искусства вымирает. Поиск форм, отвечающих новым требованиям, вылился во всевозможные «измы»: конструктивизм (утилитаризм, очищенный от романтики модерна), кубизм (чистые геометрия и цвета), функционализм (подчеркивание в вещи ее назначения).
 
Обеденная группа Reflex&Angelo, Италия
Появились «аппараты для сиденья», «машины для жилья» и прочие «приспособления», каждая деталь которых была тщательно просчитана. Столы и стулья были отличным материалом для лабораторных исследований, поэтому сегодня обставить столовую в конструктивистском стиле не составит труда. Работы Миса ван дер Роэ и Алвара Аальто идут с молотка за баснословные суммы, но современные компании охотно производят их римейки. Кстати, аналитический подход к созданию мебели до сих пор актуален: формы стульев и кресел просчитываются с точки зрения человеческой анатомии.
Продолжают совершенствоваться раздвижные механизмы столов. То, что они появились недавно – великое заблуждение: раздвижной стол придумали англичане аж в XVII веке! И их опытом мы, по сути, пользуемся до сих пор: стол увеличивается в размерах либо за счет вкладывания дополнительных поверхностей, либо откидных «крыльев». В XX веке, правда, научились решать и более сложные задачки на сложение: например, раздвижной стеклянный стол превращается в стеллаж.
 
Столовая группа Rolf Benz, Германия. Cтол: 160х98, 190х98 или 220х98 см, шпон дуба (3 оттенка) или алюминий со стеклом. Есть раскладной вариант. Стул: 43х63х93 см, варианты отделки: полностью обитый кожей, дерево (дуб) и ткань, дерево (дуб) и кожа, ткань и кожа
Но самой плодовитой оказалась продолжающаяся до сих пор эра постмодернизма – ироничного ретроспективизма, игры на грани стеба. Из элементов всех когда-либо создававшихся стилей создаются самые неожиданные комбинации, эксперименты с материалами дают потрясающие визуальные эффекты. Пластиковое рокайльное кресло, минималистский прозрачный стол с барочными узорами, «ардекошные» стулья на шарах и львиных лапах, полностью стеклянная витрина, украшенная золоченой рамой... Суть не в новизне сюжета, а в новизне исполнения, сочленения деталей, обработки. Столовая в постмодернистском стиле не обязательно будет уютной, но уж точно нескучной.
Можно выделить несколько модных тенденций настоящего. Первая – органические биоморфные формы. Вторая – «новый минимализм» с богатыми фактурами и орнаментами. Третья – прорези, сделанные с помощью лазера или другой продвинутой технологии.
 

Ар деко XXI века

Поиск новых средств самовыражения продолжается. Строгие минималистичные формы зазвучали по-новому за счет цветочных принтов и сложных фактур дерева и камня. Актуальны и формы, заимствованные у природы: помимо стульев в виде гальки и каплевидных табуретов появляются стулья-муравьи и столы-сороконожки. Но в интерьере подобные предметы должны присутствовать дозированно – как пикантные приправы к традиционному блюду. Итак, мы вернулись к тому, с чего начали: историческую классику еще никто не отменял!

© Журнал АРХИДОМ, # 66

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (588)
, Общественные интерьеры (211)