Имена

Карим Рашид: «Дизайнократия – дизайн для всех»

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
К своим сорока шести годам Карим Рашид смело может быть провозглашен революционером постиндустриальной эпохи. Его главная цель была и остается – нести дизайн в массы. Уроженец Каира, выросший в Канаде, а теперь прочно обосновавшийся в Нью-Йорке, он стремится изменить мир и уверен, что дизайн может сыграть в этом не последнюю роль.
К нему стоит прислушаться, ведь недаром по всему миру производятся и успешно продаются более двух тысяч наименований вещей, к созданию которых он имеет самое непосредственное отношение.
 

Карим, что чувствует человек, работы которого находятся на экспозиции в музеях по всему миру?

Карим Рашид: Честно говоря, я предпочитаю видеть мои работы в домах обычных людей! Только когда дизайн становится всеобщим достоянием, возможна настоящая «дизайнократия».
 

Дизайнократия?

К.Р.: Идея массового производства товаров потребления по доступным ценам и их глобального распространения еще давно легла в основу профессии дизайнера. Но, к сожалению, во времена постмодерна дизайн стал существовать ради самого дизайна. Предметы были чрезмерно поэтичными, оторванными от реальности, так что на практике оказались почти непригодными. Создания дизайнеров скорее несли в себе идею стиля, в то время как вещи, окружавшие нас в повседневной жизни, были почти полностью лишены поэтики, эстетики и даже функциональности. Еще в детстве меня удивляло, почему не может существовать более демократичного дизайна, которым могли бы наслаждаться все? А само слово «дизайнократия» пришло мне в голову лет двадцать назад. Тогда я подумал, что абсолютно все предметы повседневной жизни должны быть красивыми, функциональными, интересными и просто приносящими удовольствие. Теперь мне кажется, что уже настало то время, когда дизайн может стать непосредственным участником явления массовой культуры. По-настоящему дизайнерские вещи стали очень продаваемыми, а производители, в отличие от недавнего прошлого, могут делать хороший бизнес на дизайне.
 

Что больше всего интересует Вас в дизайне?

К.Р.: Меня всегда вдохновляло все новое. Современные предметы, которые формируют нашу жизнь, являются настоящими трансконцептуальными, мультикультурными гибридами, вещами, которые могут существовать где угодно, в самых разных контекстах. Они представляют собой синтез, вдохновленный телекоммуникациями, информацией, развлечениями, технологией и производством. Предметы, которые я создаю, могут притягивать к себе энергию универсальной культуры цифровой эпохи. Что больше всего интересует меня в дизайне – это рождение нового индустриального процесса, новых материалов, глобального рынка, и это же дает надежду на возможность переоформить нашу жизнь. Я чувствую, что новая культура требует новых форм, материалов и стилей. А свои предметы я называю «сенсуальным минимализмом», «органомикой», «блобизмом».
 

Какое определение в этом контексте Вы бы дали фигуре самого дизайнера?

К.Р.: Дизайнер это тот, кто одухотворяет механистическое производство. Он вносит душу
и жизнь в банальные предметы и заурядные пространства. Дизайнер придает форму современному миру.
 

А может ли дизайнер сделать этот мир лучше?

К.Р.: Сегодня в предметах очень важную роль занимают чувственные ощущения, с ними связанные и их вызывающие. Большое значение играют отношения этого предмета с нами не только с эмоциональной, но и с психосоматической точки зрения. Вещи обуславливают поведение, диктуют то, как мы живем, как взаимодействуем.
Я стараюсь делать их такими, чтобы они могли помочь избавиться от стресса, дарили наслаждение, делали бы жизнь проще и просто создавали и приумножали красоту вокруг нас. Когда же речь заходит о красоте вещей, то содержание играет принципиальную роль. Живопись, искусство, архитектура, пространство – все они выражают свою красоту через содержание. Визуальное искусство и концепция составляют единое целое.
У всего, что красиво, есть содержание. Я называю это «схоластическим дизайном».
 

Какое пространство наиболее подходит для таких предметов дизайна?

К.Р.: Понятия «идеальный дизайн», «формальный дизайн», «хороший вкус», «классицизм», «минимализм» – это уже пройденный этап. Новое домашнее пространство стало более технологичным и одновременно привлекательным, оно превращается во что-то чувственное, мягкое. Но слово «мягкий» здесь относится не столько к форме и объему, сколько к новому материальному ландшафту в целом, где поверхности служат источником приятных физических ощущений на уровне такта. Наши пространства должны быть свободными – свободными от истории, от традиции, они должны быть гибкими и легко приспосабливаемыми. В постиндустриальном доме – информационном доме – условия для человека предполагаются более расслабленные, менее жесткие, а наши восприятия и ощущения – более объемными, как гипертекст, и не такими линейными.
 

Где воплощаются все эти идеи, над чем Вы сейчас работаете?

К.Р.: Я проектирую в Неаполе станцию метро Universita. Работаю над отелями в Лондоне, Белграде и Дубае, ресторанами в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Белграде, так называемом доме будущего в Куала-Лумпуре, лаунжем (зона отдыха) для Deutsch Bank на арт-ярмарке в Кёльне, банком в Белграде и еще создаю графические проекты по дизайну имиджа нескольких брендов в разных странах. Что касается индустриального дизайна, то я параллельно занимаюсь созданием бутылок для воды, кухонной утвари, мебели, светильников и машины. К тому же я выступаю в роли арт-директора научно-фантастического анимационного фильма, разрабатываю несколько проектов выставок искусства и веду собственные колонки по путешествиям, музыке и дизайну в нескольких журналах. Но есть еще столько всего, в чем бы мне хотелось поучаствовать, например, сделать многоквартирный дом и торговый центр, разработать линию одежды или джинсов – продолжать этот список можно бесконечно. В жизни я стараюсь сделать все свои мечты реальностью, а реальность превратить в мечту. 
На вступительном снимке дизайнер Карим Рашид
Фото © Milovan Knezevic
 
На фото внизу:
 
1| Барные стулья, Kant Stool, Casamania, Италия
2| Ваза krv-05, Bitossi, Италия
3| Полка для книг Mr. Know Display, Open Books специально для проекта жилого дома в Токио
4| Подставка для зонтов Korzina Zontik, Casamania, Италия
5| Часы Kaj, Alessi, Италия
6| Очки Slik и Silver, Sceye Silver, Швеция
7| Дверная ручка Blip, Martinelli , Италия
8| Кресло Kloud Chair, Nienkamper, Канада
9| Настенная лампа Mandala, Kundalini, Италия
 
Интервью подготовила Ксения Егорова

© Журнал АРХИДОМ,  # 66 

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (588)
, Общественные интерьеры (211)