Архитектура

Архитектура аэропортов

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Долгие века люди мечтали летать, как птицы, а когда мечта вдруг стала реальностью, оказалось, что добрая треть человечества страдает аэрофобией. «Осторожнее с желаниями: они сбываются» – и технологический прогресс тому несомненное подтверждение. Красивая мечта о свободном полете превратилась в одну из насущных необходимостей «единого мира».
И для кого-то – весьма удручающую: ритм современной жизни не позволяет тратить несколько дней из жизни лишь на то, чтобы добраться до другого конца земного шара более щадящим для психики способом вроде железнодорожного экспресса или океанского лайнера. Но, даже став неотъемлемой частью нашей жизни, авиация осталась символом воплощенной мечты. Она объединила мир, превратив пространство в чистую условность: расстояния стали измеряться не тысячами миль, а часами перелета и стоимостью билета. Впрочем, аэропорт не только оторван от пространства: он существует вне времени.
У частной и общественной архитектуры богатая история, да и за плечами промышленного строительства весьма почтенные три сотни лет. Авиация – дитя новейшего времени. Поэтому даже самые революционные и неожиданные идеи для архитектуры аэропортов вполне уместны и совершенно естественны. А вот все привычное, одобренное традицией, общепринятое – исключено: на фоне «боингов» и «лайнеров» классика выглядит весьма нелепо. Архитектор, строящий для авиации, обречен на эксперимент, там, где вместо истории – футурология, сегодня кажется не более чем эмиссаром завтра, иного не дано.
 

Терминал аэропорта Фарнборо, Великобритания, Лондон

«Нашей целью было построить здание, отражающее технологическую красоту самолета», – рассказывает Мэтью Бэдуард, директор по дизайну фирмы REID Architecture. Заказчик этого проекта TAG Aviation, ставила перед собой более глобальную задачу: создать самый совершенный терминал в Соединенном Королевстве. Длинное, тонкое, изогнутое строение напоминает «крыло», парящее над окружающим ландшафтом. Плавно перетекающие друг в друга стены и крыша создают пластичный объем, продолжающий очертания ландшафтной дамбы, а из каждого помещения нового терминала открывается вид на взлетную полосу. В отделке здания активно применялись те же материалы, что и в авиастроении: главное крыло плакировано настоящей фрезерованной алюминиевой «дранкой», а цокольный этаж в основном застеклен безрамной системой остекления.
 

Аэропорт Суванапум, Бангкок, Таиланд

В этом году в предместье Бангкока Нонг Нгу Хао или «Змеиная топь» появился новый аэропорт Суванапум. Дон Муанг, прежние воздушные ворота Таиланда, уже не справлялся с потребностями растущей туристической экономики, и строительство нового аэропорта стало любимым детищем самого премьер-министра страны Таксина Чинавата. Что ж, Суванапум однозначно решил транспортную проблему на ближайшую сотню лет: его пропускная способность – около 100 миллионов пассажиров в год. Сооружение, созданное архитектором Хельмутом Яном, – второе по величине в мире: Суванапум уступает только гонконгскому аэропорту Норманна Фостера. В облике комплекса причудливо переплелись современные, высокотехнологичные формы и древние тайские традиции. Стены зданий выполнены из стали и стекла и покрыты мембранной конструкцией. Эта уникальная «сетка» уменьшает воздействие жаркого тропического солнца, «разгружая» кондиционеры. Суванапум – еще и королевский аэропорт: для короля Таиланда выстроен собственный терминал, рассчитанный на одновременный прием двух Боингов-747, с парковкой на 600 лимузинов.
 

Терминал аэропорта Барахас, Испания, Мадрид

Мадридский аэропорт Барахас открылся в 1933 году: с тех пор он неоднократно расширялся, однако в начале 1990-х появилась необходимость новой реконструкции. Требовались еще один терминал, дополнительные корпуса и новые подъездные пути на северо-западе. Международный конкурс на лучший проект, объявленный Наиональным агентством по аэропортам, был выигран консорциумом фирм Richard Rogers Partnership, Estudio Lamela и двух инжиниринговых компаний TPS и Initec. Проект выбран за простоту и гибкость: легкая модульная конструкция предоставляет широкие возможности для развития, расширения здания. Новый терминал стал одним из самых больших зданий в Европе: его площадь более одного миллиона квадратных метров позволяет обслуживать около 70 миллионов пассажиров в год. Однако, несмотря на столь гигантские размеры, в здании трудно заблудиться: прямолинейная прогрессия делает пространство «читаемым», понятным и логичным. Между функциональными зонами находятся большие дворы-«каньоны», полные дневного света. «Каньоны» разделяют потоки прибывающих и отлетающих пассажиров.
 

Аэропорт Грэнтли Адамс, Барбадос

Новое здание состоит из конструкций, на которые натянуты впечатляющие мембраны. Под этими гигантскими «тентами» расположился новый зал прилета, способный за 25 минут обслужить пассажиров пяти широкофюзеляжных лайнеров. Кроме того, обновленный комплекс аэропорта получил дополнительные отсеки билетных касс, багажные залы, новый отдел таможни и паспортного контроля. В три раза увеличилась площадь, отведенная под сервис: кроме привычных бара и ресторана, во внутреннем дворе под «мембраной» появился «гурманский» магазин, где продается кофе редких и дорогих ортов. Впрочем, на этом развитие аэропорта не завершается: в ближайшее время комплекс будет дополнен четырьмя новыми пассажирскими тоннелями к взлетной полосе. Что ж, в следующем году, когда в Барбадосе откроется мировой чемпионат по крикету, островная республика устроит соревнования достойный прием!
 

Терминал аэропорта Гамбурга, Гамбург, Германия

«Мы сделали наше здание легко узнаваемым, чтобы визуально поддержать Гамбург как важную точку воздушных маршрутов», – заявил Михаэль Эггеншвиллер, председатель правления аэропорта Гамбурга на открытии нового терминала. Это здание, способное пропускать до 15 миллионов пассажиров в год, вполне заслужено названо «одним из самых современных терминалов Европы». Архитектурная концепция, по которой развивается аэропорт Гамбурга выдвинута фирмой Gerkan, Marg und Partner: многоярусная стоянка, перрон, терминалы – все это гармонично связано друг с другом. Строения комплекса отличаются величественными размерами, огромным количеством стекла и стали. Большие застекленные площади нового терминала не только наполняют помещения дневным светом, но и придают зданию легкость – его гигантские размеры не кажутся подавляющими, гнетущими.

На фото внизу:

1-5| Терминал аэропорта Фарнборо, Великобритания, Лондон

Проект REID Architecture

 

6-9| Аэропорт Суванапум, Бангкок, Таиланд

Проект Italian-Thai Development

 

10-14| Терминал аэропорта Барахас, Испания, Мадрид

Проект Richard Rogers Partnership

 

15-20| Аэропорт Грэнтли Адамс, Барбадос

Проект Queen's Quay Architects Inc.

 

21-25| Терминал аэропорта Гамбурга, Гамбург, Германия

Проект Gerkan, Marg und Partner

 

© Журнал АРХИДОМ, # 66

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (605)
, Общественные интерьеры (216)