Звездный интерьер

Дом, который построил Цигаль

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Ранняя осень, старая Москва... В ярких и теплых лучах, на которые так щедро сентябрьское солнце, кружится белоснежное перо голубя, а может быть, ангела. Старые деревья с кривыми от ветров и времени ветвями, ворчливо скрипя, сбрасывают желтые листья на выбитые плиты внутреннего дворика.
Белизна гипса и мрамора скульптур режет глаза, а рядом с ними, как строй тевтонских рыцарей, сверкает вороненой сталью коллекция мотоциклов. Под навесом широкой террасы царит полумрак, покачивается в такт с деревьями кресло-качалка и поспевает чайник. Дверь в дом гостеприимно приоткрыта...
Известный скульптор Александр Цигаль нашел свою новую мастерскую достаточно просторной, чтобы не разделять жизнь и творчество. Его жилище напоминает дома средневековых цеховых мастеров: часть дома отдана обширной мастерской с кабинетом на галерее, а в глубине скрывается лестница, ведущая в жилые помещения.
 
Москва превратилась в мегаполис давно и необратимо: жить в центре возможно лишь в многоквартирном муравейнике. Немногочисленные сохранившиеся особняки, где некогда обитали дворянские и купеческие семейства, ныне принадлежат исключительно офисам и муниципальным службам: после шести в них гаснут окна, замирает жизнь и лишь сторожа коротают ночи с привидениями...
Однако у этого старого купеческого особняка, затерявшегося в лабиринте Таганских переулков, другая судьба: когда его соседи шли под снос или принимали совслужащих с их зелеными лампами и черными печатными машинками, ему достались куда более интересные обитатели. «Раньше здесь была мастерская замечательного скульптора Гаруна Шакарова: в этих стенах он проработал более 20 лет, – рассказывает хозяин дома Александр Цигаль, – и здесь уже витал творческий дух, который нам, я думаю, очень помог». Дом достался новому хозяину в плачевном состоянии. Старая крыша держалась на честном слове и прогнивших стропилах, отсыревший пол пошел волнами, как неспокойное море, а на одной из стен показалась зловещая фундаментальная трещина. Даже самые благорасположенные, но все-таки эфемерные местные духи бессильны против времени и распада: требовался архитектор.
«Никогда не сомневался в необходимости архитектора-профессионала: все-таки, чтобы создать по-настоящему гармоничное, грамотно организованное пространство, необходимы специализированные знания. Не говоря уже о том, что ни один любитель не сможет правильно сконструировать лестницу, которая в один прекрасный момент не обрушится под своим хозяином», – утверждает Александр. Его соавтором стала архитектор Марина Родионова: с нею Александра связывает многолетняя дружба, которую оказалась не в силах испортить даже совместная работа.
 
Авторы проекта сохранили прежний облик здания, не отягощая его мансардами и пристройками. Гараж, построенный прежним хозяином, был снесен: на его месте появилась летняя терраса, где между колоннами разместились гипсовые слепки любимых работ хозяина. Рядом со столом, в который превратилась бабушкина швейная машинка «Зингер», покачивается кресло. «Кресло-качалку подарила мне жена на день рождения, – рассказывает Александр, – чтобы я в этом кресле качался, а качаться не удается. У папы в мастерской стоит отреставрированное кресло XVIII века, на спинке которого вырезан грифон. Сидеть на нем невозможно: как только попытаешься откинуться на спинку, в тебя впиваются копыта или морда грифона. Однажды я посетовал на неудобство этого кресла, отец мне сказал: «Оно и не должно быть удобным! Кресло должно заставлять как можно скорее встать и идти работать!».
Подаренная супругой качалка вполне комфортна, но и она не в силах надолго задержать Александра: во внутреннем дворе он проводит большую часть времени не за чашкой кофе, а за обработкой мрамора и бронзы. Мастерские художников можно условно разделить на два вида: одни неизбежно напоминают музей или выставочный зал, а другие – его же запасник. Мастерская Александра Цигаля, несомненно, относится к первым: пропорции помещения, его цветовая гамма оставляют достаточно света и воздуха для многочисленных работ. Авторы интерьера отказались от традиционного чердака, создав высокое, двусветное пространство с мансардным потолком. Белизна стен, различающихся лишь тонким, едва различимым глазом оттенком, подчеркнута темным деревом панелей и стропил.
 
«Я стараюсь продумать, как новая работа впишется в мастерскую, насколько уместно она будет выглядеть в соседстве с другими скульптурами, прежде чем начать лепить», – утверждает Александр. За кажущейся нарочитой случайностью, собравшей в мастерской авторские работы, скрывается продуманность и грамотная упорядоченность. На гипсовый слепок памятнику Александру Грину взирает бронзовый бюст Гумилева... Белый гипсовый силуэт, пронзенный черными стрелами, «Святой Себастьян» из серии «Мишени»: образ, пронзающий печалью... Однако бронзовые работы из серии «Маски», навевающие ассоциации со средневековой карнавальной культурой, прогоняют грусть, заставляя улыбаться и думать. Гипсовая «Фемида», оригинал которой украшает новый Дворец правосудия, устроилась у входа в подвал.
Среди треножников и постаментов со скульптурами затерялся журнальный столик, близнец стола с террасы. Стеклянная столешница не скрывает легендарных, зингеровских очертаний – тяжелое приводное колесо и педаль словно оплетены лианами из черного чугуна. Александр восседает за ним на скрипучем, кожаном кресле, происхождение и возраст которого так и остались тайной: «Оно мне досталось в семидесятые. Закончив ремонт в мастерской на Балчуге, я решил устроить рабочим банкет. Купил для них гусей, водки... Видимо, люди были тронуты: на следующий день принесли мне в подарок это кресло, но откуда его взяли – так и не раскололись!»
 
Легкая деревянная лестница поднимается на небольшую галереею: там, под самой крышей, хозяин оборудовал небольшой кабинет. Из-за рабочего стола открывается настолько замечательный вид, что начинаешь сомневаться: а можно ли достойно работать, не возвышаясь метра на три над землей? Дверь на лестничной площадке ведет в холл, где вдруг обнаруживаются дополнительный выход и еще одна лестница. Со стороны улицы в дом приглашает высокое крыльцо: открывающийся за ним холл разделяет дом на мастерскую и жилую зону.
Дом сохраняет единство, однако тонкая граница между бытом и творчеством, «светской» и частной жизнью остается нерушимой. Высокая лестница ведет на второй этаж, в просторную комнату, в которой объединены кухня, столовая и гостиная. «Это – наследство моей жены, – рассказывает Александр историю черного, инкрустированного перламутром буфета в стиле ар нуво. – К сожалению, ее мама считала, что все эти «пережитки прошлого» нужно выкидывать, заменяя на новую, модную и современную мебель. Этот буфет, к счастью, удалось спасти...». Почтенному буфету удалось не только выжить после увлечения прежней хозяйки модернистским дизайном, но и занять достойное положение: он по праву стал композиционным центром общей комнаты.
 
Глубокий черный цвет буфета подчеркнут ярко-красной кружевной скатертью, покрывающей обеденный стол: столешница выполнена из прозрачного стекла, и ажурное покрывало кажется наброшенным на воздух. Старинные часы со спускающимися почти до пола гирьками отсчитывают время: несмотря на то что они заняты этим не первое столетие, их точность безупречна. Работ хозяина дома здесь нет: стены и полки украшают работы его друзей.
Домов, которые не хочется покидать, в Москве немало: талантливый архитектор вполне может построить жилище, единственный недостаток которого – мучительная необходимость уходить каждое утро. Дом Александра Цигаля уникален не только своим исключительным адресом, превращающим его в островок индивидуализма в центре муравейника-мегаполиса. Его не хочется надолго оставлять: и в том нет никакой необходимости! Наша цивилизация утратила единство «частного» и «социального»: Александру Цигалю удалось его вернуть.

Текст Анна Ермакова

Фото Александр Камачкин

© Журнал АРХИДОМ, # 65

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивые
частные интерьеры (539)
, Общественные интерьеры (204)