Мнение-Экспертиза

Соединительная ткань

Текстиль в интерьере – та уникальная вещь, которая может его полностью преобразить: сгладить стилевые несоответствия, акцентировать отдельные предметы мебели и поверхности. А главное – с его помощью кардинальные реформы можно проводить регулярно и без особого труда.
О том, что такое текстильный дизайн, где и какие ткани лучше использовать, наконец, что сегодня в моде, рассказывают наши эксперты.
 
Алла Григораш, художественный руководитель студии «Frame design»: 

Профессия: декоратор

 
В нашей стране за годы социализма весь многовековой опыт текстильного дизайна был утерян. И в начале перестройки, когда появились люди, желающие и способные финансировать декорирование своего жилища, нам пришлось заново придумывать технологии, добывать книги из-за границы. К отсутствию опыта добавлялось отсутствие тканей. Изголодавшиеся по роскоши нувориши хотели золота и классики с ламбрекенами. Восстановить технику кроя удалось, но вот ткани?..
Помогло знание театральных приемов. В ход пошел дешевый корейский «рыночный» текстиль. Полиэстеровый креп-сатин, мокрый шелк, жоржет – именно ими были увешаны окна первых олигархов. Но как это было красиво! Сложный крой, ручная работа, сочетание прозрачных и непрозрачных фактур – каждое окно превращалось в произведение искусства.
 

Слева: Один из способов декорирования ткани – вышивка. Шелк, расшитый металлической нитью Vertigo, Dedar    Справа: Уникальность текстиля outdoor в структуре волокон: ткани не вредят ни перепады температур, ни вода. Ткань Exentric, Dedar

Затем русские дизайнеры интерьеров узнали современный стиль, потребовались другие силуэты и фактуры, хотя выбор портьер был по-прежнему мал. Опять выручили театральные технологии: с приложением рук и головы технические ткани становились стильными шторами. Наконец, в России начали появляться и специализированные ткани: органза и хлопок, ткани с металлической нитью, струящиеся натуральные шифоны.
По иронии судьбы к этому времени к нам пришли хай-тек и жесткий минимализм. В моду вошли конструкции и технологии: роллы, жалюзи, римские шторы, в крайнем случае – льняной прямострок. Но все к лучшему: мы узнали систему электрических приводов, научились делать в интерьере вантовые конструкции. Ткань стала строительным материалом. Ни одна немецкая, австрийская или итальянская фирма не могла соответствовать размаху фантазии российских архитекторов! Пришлось найти собственного Кулибина, который на основе импортных изделий, но с добавлением в правильном месте гаечки, винтика или кронштейна, делал именно то, что нужно.
 

Слева: Муар – простое плетение, при котором нить утка толще нити основы. «Муаровый» (волнообразный) эффект достигается за счет деформации волокон. Двусторонняя ткань Bellagio CS, Nya Nordiska    Справа: Органза бывает жесткой и струящейся – все зависит от состава и вида плетения. Особенно эффектна органза с муаровым эффектом. Ткань Belissimo CS, Nya Nordiska

А сейчас вернулся русский модерн, ар нуво и ар деко. Опять можно заниматься поиском идеальной линии ламбрекена. Сотни поставщиков тканей конкурируют между собой. Возможны самые смелые сочетания фактур. В моде – роскошная фурнитура и кованые карнизы. По-прежнему актуальны восточные мотивы. Но японский восток превратился в Индию и Марокко с шатровыми потолками, ширмами и шелковыми абажурами, обилием подушек, валиков, балдахинов. Ширмы и абажуры – отдельная тема: это всегда ручная работа и авторский дизайн. Но главное – есть желанный в любом деле результат: удовольствие заказчика и творческое удовлетворение исполнителя.
 
Виктор Николаев и Оксана Петрик, дизайнеры-декораторы компании Desire Design:

Текстиль всемогущий

 
В России все еще господствуют классические представления о текстиле. О шторах думают в последнюю очередь, и зачастую текстилю отводится только 30% в формировании образа интерьера, хотя его возможности поистине безграничны. Из ткани можно делать не только шторы, но и мебельные чехлы, покрывала и подушки, абажуры, ширмы, потолки, стены, перегородки, жалюзи. Идеальная мебельная ткань – «на века» – синтетическая. Она может иметь влагоотталкивающую пропитку, быть огнеупорной, «жить» на палубах морских яхт. Но в частных интерьерах серьезные требования, которые раньше предъявлялись к обивочным тканям, уже не актуальны. Люди не боятся использовать и шелк, и тонкие материи – они рассчитывают на один-два сезона, потом ткань наскучивает и интерьер обновляется. А, скажем, в антикварной мебели обивка нарочито истерта, ее иногда даже не перетягивают, чтобы сохранить дух эпохи.
 

Слева: Фактуры и виды тканей на японских панелях можно чередовать. Обычно карниз рассчитан на 3-6 панелей шириной 50-150 см. Иногда целесообразно снабдить конструкцию электронным – радио- или инфракрасным – управлением. Проект студии Desire Design Справа: Жалюзи горизонтальные или вертикальные тоже зачастую делаются с электрическим управлением. Тканевые горизонтальные жалюзи называются плиссе – для них подходит любая ткань, способная держать форму. Плиссе удобны тем, что, в отличие от жалюзи, подвергаются стирке. Проект студии Desire Design

Для текстильной отделки стен ткань сажается на подкладку, делается слой звукоизоляции. Чтобы материал лучше прилегал к стене, его натягивают: для этого хорошо подходит синтетика типа флиза. Вообще, на стенах выигрышно смотрятся материалы, которые играют на свету, как, , например, тот же шелк. Его используют в 80% случаев. Хотя, учитывая свойство шелка вытягиваться и выгорать, лучше выбирать имитирующий его полиэстер: на вид разницы практически нет. На стенах эффектно смотрятся и ткани с принтами, когда рисунок наносится на поверхность способом трафаретной печати. Тефлоновые или акриловые краски продержатся долго. А вот с красками на водной основе надо быть осторожнее: они поддаются воздействию света.
Тканевые потолки обычно натягиваются, чтобы создать эффект рассеивания лучей потолочных ламп и прожекторов. Так, очень красива на просвет структура льна. Для оформления потолков часто используют и так называемые шатры, когда неплотная ткань типа тафты или органзы натягивается на сложной формы каркас. Это восточная тема, к ней прибегают в таких помещениях, как кальянные или чилауты.
 

Слева: Очень многие компании выпускают коллекции, в которых присутствуют и портьерные, и обивочные ткани, и даже обои, например, коллекция Fusion от Elitis Справа: Роскошными шелками из новой коллекции Lisio by Rubelli с венецианскими орнаментами эпохи Возрождения можно обтягивать и мебель, и такие поверхности, как колонны

Для создания систем перегородок, например, чтобы отделить гардеробную, используют японские панели. Они были особенно популярны в период увлечения японским стилем и хай-теком. Это обычные прямые полотна, которые внизу имеют утяжелители, вверху – липучки и ходят, как раздвижные двери: каркасы панелей крепятся к карнизу с бегунками. Здесь предпочтительны достаточно плотные ткани, имеющие равномерное натяжение – нежатый полиэстер, лен. Для жалюзи и плиссе требования к текстилю еще более жесткие, это в основном специализированные ткани: полиэстер, синтетика, светоотталкивающие покрытия, блэкауты с затемнением. Обычно производители предлагают их вместе с самими конструкциями. Ну а для штор можно использовать все, что угодно. Классические ламбрекены встречаются все реже. Люди приходят к простым моделям и интересным сочетаниям тканей. А в тканях, к счастью, сейчас недостатка нет.
 
Елена Якунина, генеральный директор Alliance of High Textile:

Тряпочный разбор

 
Все ткани подразделяются по виду плетения и по составу. Состав отвечает за эксплуатационные характеристики ткани, а плетение – за эстетические свойства. Одна из древнейших тканей – шелк. Его у нас любят и применяют практически везде. Но учтите: штора из недорогой ткани через полгода может превратиться в «полосатое» полотно, выцветшее в местах складок. То же самое касается шелка на стенах.
 

Слева:  В жаккардовых тканях плотность нитей на единицу площади очень высока, но при этом сами волокна могут быть мягкими и нежными. Жаккардовый бархат Ecorce, Sabina Fay Braxton Справа: Свойства шелка зависят от вида волокон. Если нити получены из дикого шелкопряда, то ткань имеет неоднородную структуру. Бабочки для гладких струящихся шелков выращиваются в тепличных условиях, их нити имеют специфические названия и оттенок. Элитный шелк, De Gournay

Еще одно древнейшее волокно, с которым научился работать человек – шерстяное. Главное достоинство шерсти – тепло, и в основном она используется для мебельной обивки, пледов, подушек. Шерсть преимущественно однотонная, либо с классическим орнаментом: клетки-полоски-куриные лапки. Однако из смесовых тканей с шерстью делают даже тюль.
Лен – еще один распространенный материал, его используют и как обивочный. Грубоватая льняная фактура интересно смотрится в современных интерьерах, особенно сейчас, когда лен научились красить в яркие оттенки. Эффектно выглядит тюлевый вариант льна. Лен может переливаться, как хамелеон и не гореть – из волокна Trevira делают ткань, в точности имитирующую лен.
 

Слева: Trevira CS – специальное негорючее волокно, часто используемое для контрактных коллекций тканей. Ткань Confetti CS, Nya Nordiska Справа: Сатин с одной стороны матовый, а с другой – блестящий. Его плетение довольно устойчиво для применения лазерной технологии. Ткань Decoupes Laser, Elitis

Чистый хлопок в основном используется в детских коллекциях, где все должно быть гипоаллергенным. Но в целом, хлопок лучше проявляет себя в смесовых тканях с добавлением синтетических волокон. Теперь разберемся с плетениями.
К жаккардовым тканям можно отнести практически все ткани с крупным узором, в раппорте которых участвуют сотни, а иногда и тысячи разнопереплетающихся нитей. Жаккардовое плетение считается одним из самых сложных и плотных.
Дамасковое плетение – это когда лицо и изнанка зеркально повторяют друг друга. Если брать нити разного цвета, то рисунок получается цветным, а если одного, то – как бы выбитым.
Очень популярная ткань – бархат, он может использоваться и для обивки и для штор. Есть бархат толстый и тончайший, дорогой флорентийский бархат, изготавливаемый по старинной технологии: рисунки выстригаются разной высоты и разных цветов. Есть более долговечный искусственный бархат – из полиэстера или негорючего волокна.
 

Слева: Чтобы придать ткани нужные свойства, смешивают волокна разной природы, например, хлопок и вискозу. Смесовая ткань, Bellagio Dorato Справа: Дамасковые ткани делаются из шелка либо с добавлением шелка. В остальных случаях проще использовать обычное плетение и наносить рисунок печатью. Смесовая ткань, Bellagio Dorato

Органза (вуаль) – очень тонкая, тюль с характерным блеском. Существует огромное количество видов органзы. Когда она имеет два слоя, появляется муаровый эффект – ткань кажется волнистой. Кстати, муар – это еще один вид плетения. Муар бывает хлопковый и полиэстеровый. Но нужно помнить, что полиэстеровый муар боится воды – волокно быстро разбухает и ткань идет пятнами. Эффектно смотрится хлопковый муар на стенах – получаются настоящие тканевые обои. Есть еще такой материал, как тафта – полиэстеровая, ацетатная или шелковая. Это что-то наподобие однотонного шелка из искусственно выпрямленных волокон, меняющего цвет и издающего характерный хруст. Чаще всего используют ацетатную тафту – она дешевле, и даже профессионал не всегда отличит ее от шелковой. Тафта особенно эффектно смотрится на окнах и в шатровых конструкциях.
 
Катерина Урлик, директор по маркетингу компании Exterio:

Мебельные одежки

 
У специализированной обивочной ткани есть такая характеристика, как износостойкость. Она измеряется тестом Мартиндейла. Сколько циклов теста ткань выдерживает, такой ей и присваивается показатель. Если 10 тысяч циклов при интенсивной нагрузке – это всего около 2-3 лет службы, то в реальности минимальный порог – 20 тысяч. А максимальный – более 100 тысяч циклов (алькантара).
 

Слева: Шенилл – ткань с ворсистой поверхностью. Изначально делался на основе шелка, в настоящее время чаще используют хлопок, акрил или полиэстер. Современные коллекции предлагают богатый выбор цветов и рисунков. Шенилл, Daisy Справа: Велюровая ткань нового поколения гипоаллергенна и легко очищается от обычных бытовых пятен. Ее можно безбоязненно чистить ацетоном, удаляя даже следы помады и краски. Большой выбор фактур и цветов. Велюр Charmelle, Rohleder

Мебельные ткани подразделяются на несколько видов: шенилл, велюр, жаккард, флок, скотчгард (хлопок), гобелен, микрофибра. Благодаря современным технологиям, у всех богатая цветовая палитра и высокая износостойкость, поэтому при выборе можно руководствоваться только собственными предпочтениями и стилем интерьера. Например, жаккардовые ткани с их более гладкой текстурой подходят к дворцовым интерьерам, к изысканной и рафинированной мебели. А велюр и шенилл органичнее смотрятся на предметах геометрических форм.
Современный материал – микрофибра: по сути, некая основа со вспушенным ворсом. А если под микроскопом переплести нити особым образом, то можно получить алькантару – вид нетканой микрофибры. По виду и на ощупь алькантара – искусственная замша, при этом по износостойкости она превышает показатели натуральной кожи в несколько раз. Помимо этого она предполагет широчайшую цветовую гамму.
 

Слева: В вельветовых тканях ручной работы помимо использования старинных технологий зачастую воспроизводятся оригинальные рисунки XVI-XVIII вв. Вельвет Carmen, Rubelli Справа: Бархатный шелк используется как обивочный. Мебельный вельвет Jardin a la Francaise, Sabina Fay Braxton

Есть и уникальные коллекции велюра, отнюдь не «невзрачненькие», как нам запомнилось с советских времен. Например, лионские вельветовые ткани – что-то наподобие переливчатого рельефного бархата. А для повседневного использования подойдет суперстойкий велюр компании Rohleder: он износостойкий, не выгорает, легок в уходе, ему не страшны когти домашних животных.
Детская и молодежная чехловая мебель часто обивается скотчгардом (варианты названий: хлопок, печатный хлопок, терможаккард). Хлопком он может быть только на ощупь, а по сути представлять собой 100%-й полиэстер. Чаще всего его можно стирать в стиральной машине в отличие от шениллы и жаккарда, которые обычно дают усадку.
 

Слева: Лен научились делать прозрачным, плиссированным и даже немнущимся. Но для мебельных чехлов наилучшим вариантом остается его естественная грубоватая фактура. Льняная ткань, Elitis Справа: Мебельный хлопок – полотно с набивным рисунком – часто не имеет с хлопковой нитью ничего общего. Его главное преимущество – гигиеничность и возможность стирки в стиральной машине. Хлопок Ken, Gaston y Daniela

Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики тканей, было придумано множество технологий. Например, тефлоновое покрытие, которое дает ткани влаго- и грязеустойчивость. Тканям можно придавать уникальные свойства и на уровне волокон. Скажем, текстиль с волокном Trevira CS огнеупорен, негорюч и незаменим в общественных интерьерах. Однако наличие особых характеристик накладывает ограничения на декоративные свойства тканей. Например, на алькантаре не может быть рисунков. А негорючие ткани изначально не могут содержать люрекс или «вышитые» элементы – у этих материалов все-таки другие задачи. Обычным тканям для домашнего использования такие свойства не нужны. В частных интерьерах немного все по-другому: мебельные ткани перестают быть таковыми, и из них можно создать все – от обивок и штор до декоративных подушек. А можно, наоборот, обить мебель шелком – если это не раскладной диван, на котором будут каждый день спать. Тем более, что мода на шелк как раз возвращается.
 
Елена Андрианова, руководитель дизайн-бюро «Валента»:

Искусство украшения

 
И в современном и в классическом стилях 5-7 лет назад пытались создавать довольно сложные модели, а сейчас акценты делаются на качестве и неординарности тканей и аксессуаров. Даже в классических интерьерах используется дорогой, но очень просто задрапированный текстиль: две портьеры и тюль. Естественным образом возникло желание украсить эти простые портьеры. Начался настоящий бум аксессуаров для штор: кистей и кисточек, бахромы и тесьмы.
 

Украшения для штор зачастую сродни дамской бижутерии: напоминают бусы, кулоны, колье и подвески. Активно используются стекло и хрусталь, имитации драгоценных и полудрагоценных камней, кожаные ленты, декоративные перья.

И сегодня для их изготовления используются самые разные материалы. В классических коллекциях – шелковые волокна, кристаллы Swarovski, перья и бусины, ручное плетение по старинным образцам – Declercq, Houles, Sahco Hesslein. В этнических коллекциях – лен и шерсть, соломка и конский волос, натуральные полудрагоценные камни и бисер, кожа, перламутр, дерево – Jab, Luciano Marcato. Кисти за 1500-2000 евро, дополняющие дорогие ткани от знаменитых дизайнеров уже никого не шокируют.
Тенденция на строительном рынке – увеличение высоты потолков в частных домах до 5-6 метров повлекла за собой пересмотр пропорций декоративных карнизов. Если раньше достойно смотрелись карнизы диаметром 20-35 мм с лаконично-упрощенными наконечниками, то в современных классических интерьерах и интерьерах арт-деко возникает потребность в карнизах более крупного диаметра (до 67 мм) с вычурными наконечниками – флеронами. Таковы, например, карнизы компании Bayron&Bayron: из массива дерева, искусственно состаренные, покрытые тончайшими пластинками серебра и золота. При их создании используются детали исторических английских интерьеров: бараньи ли рыбьи головы и хвосты, греческие и древнеримские орнаменты.
 
Пассеменерия – это не только кисти и подхваты для штор. В коллекции ведущих фабрик входят бахрома, кайма, маленькие кисточки и помпоны, которыми можно декорировать мебель, подушки, покрывала. Шторные кисти, Declercq
Дорогие неординарные ткани, используемые для актуальных сегодня простых драпировок, создаются из высококачественных волокон: шелка, шерсти, льна, хлопка, морских водорослей (Rubelli). Тщательно сохраняя традиции венецианского ручного ткачества, компания Luigi Bevilacqua создает уникальные шелк и бархат с орнаментами, позаимствованными в исторических интерьерах. Их многоцветный бархат из шелкового волокна cupro с крупным рисунком воспринимается скорее как живописное полотно.
Немецкая текстильная компания Sahco Hesslein славится технологичностью своих тканей: использует в производстве металлические нити, кожу, полиэтилен и натуральные камни. Даже лен в их интерпретации – полупрозрачный, с блеском, или плиссированный – непохож на традиционные варианты.
 

Страсть к декорированию тканей перекинулась и на мебель. Как и на портьеры, на диваны и кресла вешают кисти, прикалывают броши, украшают их множеством разноцветных подушек и покрывал. Фрагмент декора дивана, Bastex

Лидером по предложению новых тканей в последнее время является компания JAB Anstoetz. По ее коллекциям легко отследить тенденции текстильного рынка. Среди новинок – роскошные классические ткани с использованием нитей «люрекс». От самого слова по привычке шарахаются, и напрасно: будучи использованной в малых дозах, в интерьере он выглядит как золотое шитье, играя на свету и преображая ткань. Также в современном текстиле актуальна восточная тематика и ткани с крупным геометрическим рисунком.

© Журнал АРХИДОМ, # 64

На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335