Культпоход

Нигде кроме, как в Моссельпроме

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Архитектура – это процесс превращения пространства во время. Это здание на углу Нижнего Кисловского и Калашного переулков – застывшие «золотые двадцатые»: революция, опьяненная победой, но еще не забывшая, зачем она вообще произошла. В начале – все еще гражданская, в конце – уже Сталин, однако между ними – призыв наркома Бухарина: «Обогащайтесь!»
Двадцатые – это глубокий, эйфорический вздох облегчения: сюрреалистические первомайские шествия и первые джаз-банды в последних трактирах. Кинохроники Дзиги Вертова с его брутальной индустриальной эстетикой, предваряющие слезоточивые мелодрамы с Мэри Пикфорд, нэпманы, пионэры... Все еще – «товарищ Маузер», но уже – «Нигде кроме, как в Моссельпроме»...
Воспетый Маяковским могущественный советский трест «Моссельпром», объединявший мукомольные, кондитерские и шоколадные фабрики, пивоваренные заводы и табачные предприятия, разместился в бывшем доходном доме, построенном в 1911 году архитектором Струковым. Когда-то это здание казалось небоскребом: одиннадцатиэтажный дом был одним из самых высоких зданий Москвы начала XX века. Однако грандиозный проект оказался весьма неудачным: в 1913 году его угловая, семиэтажная часть рухнула. Так как через год начал «оседать фундамент» старого мира, ремонтные работы были отложены на неопределенный срок. Здание было достроено после революции, в 1920-1923 годах.  
Самой интересной чертой нового облика была роспись фасадов, выполненная легендарным авангардистом Александром Родченко. Фасады, покрашенные в смелые, открытые и контрастные цвета, были расписаны лозунгами и абревиатурами («Моссельпром», «МСНХ», «Дрожжи, папиросы, пиво и воды, печенье, конфеты, шоколад») и натюрмортами с изображением оных «товаров народного потребления». Надписи делались прямо на кирпичной стене, а натюрморты – на простых фанерных щитах.
Ежедневно «Дом Моссельпрома» посещали десятки оптовиков, а три тысячи шоколадниц и папиросников разбирали товары для продажи с лотков и рекламировали продукцию треста уже на улицах Москвы. Однако в 1937 году, после упразднения треста, здание было превращено в жилой дом. Роспись Родченко скрылась под слоями новой штукатурки и начала постепенный дрейф из памяти – в легенды. Слогану Маяковского повезло больше: его можно найти в неоднократно переизданном собрании сочинений современного классика.

Здание Моссельпрома, Нижний Кисловский пер., 10/2 

Архитекторы Н.Д. Струков, Д.М. Коган, А.Ф. Лолейт, В.Д. Цветаев

Роспись фасада А.Родченко

Фото А.Родченко

 

Редакция благодарит Александра Лаврентьева, внука и хранителя архива А.Родченко, за предоставленные фотоматериалы

© Журнал АРХИДОМ, # 71

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (590)
, Общественные интерьеры (211)