Архитектура

Царицыно по-царски

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Ансамбль «Царицыно», жемчужина русской архитектуры XVIII-XIX веков, наконец засиял во всей своей красе. Благодаря масштабнейшей реконструкции архитектурно-паркового комплекса москвичи приобрели историко-культурный, музейно-выставочный, природоохранный, досугово-рекреационный и туристический комплекс.

История, знаковые сооружения, ландшафт

Более двух веков архитектурный ансамбль «Царицыно» висел между прошлым и будущим, минуя настоящее. Печальная история несостоявшейся императорской резиденции началась в 1775 году, когда Екатерина Великая, очарованная живописными окрестностями, повелела воздвигнуть здесь летнюю увеселительную императорскую резиденцию.
 
Строительство было поручено архитектору Василию Баженову, который создал проект в неоготической эстетике. Обширный ландшафт был облагорожен приглашенным из Англии садовым мастером Френсисом Ридом: он создал парк в самом модном, едва зародившемся пейзажном стиле.
Однако Баженову не суждено было реализовать свой проект. Мэтр успел возвести многочисленные корпуса и постройки, например изящный Малый дворец, вместительный Хлебный дом (Кухонный корпус) для многочисленной прислуги, Оперный дом (Средний дворец) для придворных праздников, три Кавалерских корпуса для свиты и гвардии, величественные мосты...
 
Однако с Большим дворцом Баженова постигла неудача: «Это острог, а не дворец!» – вынесла вердикт августейшая заказчица. В результате для строительства нового здания был выбран архитектор Матвей Казаков, который подвел дворец под крышу. Но его остановила смерть самодержицы: Павел I заморозил работы. Амбициозная стройка, не завершившись, стала превращаться в романтические руины...
 

Постройки и малые архитектурные формы

В начале XXI века Царицыно было спасено от превращения в «храм меланхолии». В 2006 году приняли городскую программу развития и реконструкции музея-заповедника. Слова мэра столицы «Сейчас и быстро – или никогда» стали девизом этого проекта, и уже в сентябре 2006 года в День города открылся для посетителей Кухонный корпус.
 
В его внутреннем дворе, перекрытом стеклянным куполом, теперь проходят концерты классической музыки. В 2007 году закончилась грандиозная работа по реконструкции исторического ландшафта: восстановлены планировка, гидросистема и растительный покров парка, продуманные еще Френсисом Ридом. Был реабилитирован заболоченный каскад прудов: их очистили, укрепили и даже заселили золотыми карпами. Отреставрированы уникальные элементы садово-парковой архитектуры: павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», «Фигурные ворота», мосты, курганы и гроты. Во время археологических раскопок были обнаружены остатки трехкамерного грота – романтического паркового сооружения, символизирующего природную пещеру и считавшегося утраченным.
 
Планируется музеификация самого большого из декоративных гротов Царицыно: «Экспонирование обнаруженных руинированных остатков позволит посетителям ощущать особую атмосферу раскрытого исторического объекта», – считает директор музея Александр Безруков.
 

Большой дворец

Большой дворец лежал в руинах два века – и возродился из них за два года. Восстановленный дворец открылся для посетителей в сентябре 2007-го, в день города Москвы. Фасады дворца из красного кирпича с декором из белого камня тщательно и достоверно отреставрированы, однако крыша была реконструирована на основе первых, нереализованных замыслов М. Казакова.
 
Ажурный декор на верхушках башен, бледно-зеленая кровля с золочеными элементами были восстановлены по проектам, отклоненным Екатериной.
Матвею Казакову не удалось закончить внутреннее убранство дворца, и перед современными архитекторами встала парадоксальная задача: стать своего рода соавторами, учениками зодчего XVIII столетия. «Архитекторами были исследованы все проектные решения других дворцов, сделанных Казаковым, – рассказывает Ирина Александровна Маркина, главный хранитель и заместитель директора по изучению, реставрации и охране памятников архитектуры комплекса «Царицыно», – и на их основе был создан интерьер Екатерининского и Таврического залов. Это очень точная, близкая стилизация».
 
Матовая паталь (имитация сусального золота), слэбы из мрамора, оникса и яшмы, мозаичный паркет из ценных пород дерева были характерны для той эпохи. В главном, Екатерининском зале установлена статуя императрицы работы скульптора А.М. Опекушина, которая до 1917 года украшала зал заседаний Московской городской думы. Тем не менее авторы проекта не ставили перед собой цель создать мемориальный, интерьерный музей: несмотря на величественные масштабы, парадные залы играют роль интерьерного фрагмента в современном, высокотехнологичном выставочном комплексе. Незаконченность ансамбля «Царицыно», его прервавшаяся, едва успев начаться, история предоставили современным авторам свободу действий: здесь вполне уместны и лифты, и эскалаторы, и огромный подземный вестибюль в стиле хай-тек.
 
Значительную часть Большого дворца и Хлебного дома занимают современные экспозиционные пространства, предназначенные для активной выставочной деятельности. «Царицыно» – это музей XXI века, где на службу истории призваны новейшие технологии. Здесь создан, например, комплекс инженерных сооружений, аналогов которому нет ни в одном российском музее. Он позволяет из единого центра управлять микроклиматом, создавая для каждого экспоната уникальные, необходимые только ему условия хранения. Здесь планируется проводить масштабные межмузейные выставки: ведущие музеи России получат возможность показать экспонаты, которые долгие годы хранились в запасниках. При этом демонстрация произведений искусства и исторических реликвий из разных музеев будет объединена единой темой, одной концепцией.

Проект реставрации ОАО «Моспроект-2» им. М.В. Посохина

Авторы проекта 

Мастерская № 3 – М.Л. Фельдман, В.С. Кереметчи

Мастерская № 13 –  М.Д. Голубин, В.Ф. Коршунов

Мастерская № 10 –  М.Р. Морина, О.Л. Жибуртович, А.А. Хорькова

Мастерская № 17 – Е.Ю. Дутлова, Н.В. Заботкина

Мастерская № 12 – А.Н. Оболенский, Т.М. Ильинцева Т.В. Хомерики

 

Генеральный закзчик ОАО «Москапстрой»

 

Генподрядчик ОАО «Горнопроходческая компания -1»

 

Фото И. Белик, Е. Левина, Н. Валова, Н. Шибаева, Г. Подшивалова, Д. Щелоков, Б. Иванов

 

Текст Анна Ермакова

© Журнал АРХИДОМ, # 79

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Имена
На связи!
Хотите получить ещё больше информации?
Нет ничего проще!
Звоните по телефону:+7(495)517-5335

НОВИНКИ: Красивый
частный интерьер (578)
, Общественные интерьеры (209)